[<10>] ====== Толкования на Пс. 20:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2, 7 **Господи, силою Твоею возвеселится царь. Яко даси ему блaгocлoвeниe во век века** Во всех родах будет славен и многоименит приявший от Тебя таковое дерзновение. Вместо слов: **с лицем Твоим** — у Симмаха поставлено: //пред лицем Твоим.// Итак, возвеселится он, и непрестанную будет иметь радость, сподобившись лица, то есть благоволения Твоего. А причиною сего было то, что на Тебя уповал он. **Возвеселиши его радостию с лицем Твоим**. Лице Отца есть Сын; //видевый Мене,// сказано, //виде Отца// [[new:in:14:09|(Ин. 14,9)]]. С Ним будем радоваться на небе, как други жениховы с женихом. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-4 ** Господи силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его** Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие: "**Яко предварил еси его благословением благостынным: положил еси на главе его венец от камене честна**", потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело** **Господи, силою Твоею возвеселится царь** Силою, говорит, Твоею, Господи, вспомоществующею и непобедимою, возвеселится верный царь, и это вероятно из прежних благодатей, которые Ты оказал ему. Астерий говорит: Всякий царствующий над страстями есть царь, веселящийся о силе Божией т. е. о Евангельском учении. Ибо я не стыжусь, говорит Павел, благовествования: оно — сила Божия во спасение. **и о спасении Твоем возрадуется зело** Царь, говорит, будет радоваться о спасении и о здравии, которое Ты, Господи, дал ему. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 2-3 **Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его** Прежде всего народ благодарит Господа за то, что Он доставил Давиду такую великую радость своею могущественною (**силою**) помощию (**о спасении**) против врагов, исполнил его горячие желания и услышал его молитву (**хотения устну**) о даровании победы. Бог даровал царю победу скорее (**предварил его**), чем он ожидал, и этою победою блистательнейшим образом и пред всем светом утвердил его на престоле, еще тверже укрепил на голове его подвергавшийся колебанию царский венец. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело** "**Силою Твоею веселится царь**" — царь радуется той всемогущей силе, которую Ты, Господи, проявил в даровании ему необыкновенной победы. Господи, Ты услышал царя и надел на его голову корону врага [[old:ps:020:02|(ст.2-4)]]. Ты венчал его славою! и за веру в Тебя он не поколеблется [[old:ps:020:05|(ст. 5-8)]]. Ты обратил врагов в бегство, за что мы будем прославлять Твое могущество [[old:ps:020:09|(ст. 9-14)]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. **2–3 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его** Уверенность во всегдашней помощи и непобедимой силе Божией доставляет радость всякому верующему и еще более укрепляет его веру. И хотя в здешней, временной жизни «//ходим верою, а не видением//» [[new:2kor:05:07|(2 Кор. 5:7)]], тем не менее, вера таких людей, каков был царь и пророк Давид, который во всей своей жизни постоянно видел не только спасение Божие от врагов, но и другие различные милости и благодеяния Божии, – вера как бы возвышается на степень видения и сопровождается особенно сильною радостью, **возрадуется зело**. Всякое **желание сердца** царева, которое в «//руце Божией//» [[old:pr:21:01|(Притч. 21:1)]], а потому всегда согласно с волей Божией, и выраженное в устной молитве (**хотения устну его**), или словесном прошении, Господом не отринуто, не оставлено без удовлетворения (**неси лишил его**). А это, в свою очередь, также служит причиною сильной радости для царя. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]