[<10>] ====== Толкования на Пс. 20:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе** **Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим.** Слово это обращено как бы к самому Господу по причине того, что сделано против Него народом иудейским. Говорит же, что изыщет грешников. Ибо, если в соблюдающем заповеди совершается любовь Божия, то явно, что не соблюдающий ненавидит Бога, и таковой именуется погибшим. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим: десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе** Яснее выразил это //Симмах//: рука Твоя обымет всех врагов Твоих, десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя. Тесную же связь имеет сказанное с предыдущим. Царь не напрасно ободрял себя надеждою на Тебя, но зная, что возможет сокрушить всех врагов десница Твоя. Словами же: //«десница»// и //«рука»// Пророк наименовал опять Божию действенность. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да обрящется рука твоя всем врагом Твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе** Рука Божия есть сила Его, о которой молится Давид, чтобы все хулившие Бога пали от нее. Или сила Твоя, Господи, да окажется, т.е. пошлет наказание всем врагам Твоим; и десница твоя пусть найдет, т.е. постигнет и вразумит всех ненавидящих Тебя. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Да обрящется рука твоя всем врагом твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя тебе.** Доселе описываемо было внутреннее царства благополучие, а здесь присовокупляется непобедимая противу внешних врагов сила, аки бы сказано было, что царь Израилев будет торжествовать над всеми врагами. Итак член сей не напрасно присовокупляет к преждереченным. Ибо не довольно было бы для царства внутрь наслаждаться миром, богатством и всякаго рода благими, а извне быть подвержену насилию врагов; но требуется притом, дабы и от внешняго насилия добре ограждено было. Сие наипаче приличествует царству Христову, которое иногда явно, а иногда тайно воюемо бывает от врагов, но всегда пребывает непоколебимо. Ибо Царь наш, который противополагает руку свою к покровительству верных, есть превыше всех. Рука его обретается ощутительна всем врагам, десница его обретает всех ненавидящих царство его. К сему присокупляется и ужасный род мщения, которому подвергаются нечестивые и безумные презрители Бога, востающие, подобно исполинам, противу единороднаго Сына его; глаголет бо: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 9-13 **Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет: во избытцех Твоих уготовиши лице их** Народ обращается к самому царю-победителю и выражает желание, чтобы, при помощи Божией (**Господь гневом** и пр.), удалось ему истребить и остальных врагов его, замышляющих недоброе против него. **Всем врагом**: «да найдет рука Твоя всех врагов Твоих», т.е. для наказания их. **Яко пещь** – страх и бедствия, которыми Ты поразишь, должны в них гореть как огонь в печи, так что они похожи на печь огненную, ср. также [[old:2ts:12:31|2 Цар. 12:31]]. **Во время лица**, т.е. когда Ты обратишь против них гневное Твое лице. **Плод их** – потомство, дети. **Уклониша** – они наклонили зло над тобою, чтобы бросить на тебя, на твою голову. **Во избытцех** мы относим к **яко положиши я**; **избытки** – оставшиеся верными царю, верный ему народ; от этой-то верной Давиду части народа, во время войны, враги должны будут обратиться в бегство; и царь тогда восстановит лице своих верных (**уготовиши**), т.е. снова сделает их радостными и веселыми. **Я** – врагов. **Положиши хребет** – обратиши в тыл, в бегство. **Их** относится к **избыткам**. Другие толковники под **избытками** разумеют оставшихся не убитыми победителем врагов, чтобы таким образом восстановить еще лице врагов в их потомстве, не совершенно истребить их. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да обрящется рука твоя всем врагом твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя тебе** Ст. 9 и [[old:ps:020:start|20 Пс]] входят в состав утрени. Так как благосостояние народа тесно связано с успехом начинаний его правителей, пекущихся об этом благе, то церковь от лица верующих молится за царя словами этих псалмов, испрашивая для него благословения от Бога. См. также Толкование на [[old:ps:020:08#lopuxin_ap|Пс. 20:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе** Выражения: **да обрящется рука Твоя, да обрящет десница Твоя** употребляются в Священном Писании в смысле невозможности человеку укрыться от всеведения и вездеприсутствия Божия, наказующего и поражающего всех ослушников и непокорных воле Божией [[old:1ts:31:03|(1 Цар. 31:3]]; [[old:3ts:13:24|3 Цар. 13:24)]]. После того как перечислил различные милости и благодеяния Божии к Давиду и его потомству, псалмопевец как бы в дополнение ко всем этим милостям, имеющим внутреннее духовное значение, присовокупляет и эту обличительную речь против внешних врагов его, которые вместе с тем были и врагами Божиими, противящимися определениям воли Божией. В духовном знаменовании, в изречениях сего стиха изображается строгость суда Божия на всех неверующих, непокоряющихся истине евангельского учения, проповеданного Иисусом Христом и Его апостолами [[new:mf:24:50|(Мф. 24:50–51)]]. В следующих стихах псалма сего изображаются и самые виды мщения и строгого суда Божия на неверных и нечестивых рабов Его. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]