[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду** //Содержание:// Предлагаемый псалом поется о **заступлении утреннем**, то есть, о том, что единородное Божие Слово, по-написанному, //Восток свыше// [[new:lk:01:78|(Лк. 1, 78)]], воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской. Или, заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева; ибо Христос восстал //зело рано// [[new:lk:24:01|(Лк. 24, 1)]], естеству человеческому проложив путь к нетлению. Псалом же этот воспевает сам Христос от лица человечества, и ясно изображает нам, что пострадал Он от иудеев во время распятия. //**Толкование на псалмы.**// ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду** Не погрешит против истины, кто в том же смысле поймет и сие надписание: «**о заступлении утреннем**»: ибо Писанию обычно утром именовать утреннюю зарю, то есть время, служащее взаимным пределом ночи и дня, с которым ночь исчезает и начинается день. И поелику во многих местах Писания под загадочным именем тьмы разумеется порок, то, когда по Божию заступлению совершится в нас восхождение добродетельной жизни, тогда достигнем победы, как говорит Апостол: «//отложив дела темная//», и «//яко во дни, благообразно ходя//» [[new:rim:13:12|(Рим. 13:12–13]]). См. также Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду** Псалом сей предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение вселенной. Сие же дает видеть и надписание, потому что «**заступление утреннее**» есть пришествие нашего Спасителя, на подобие утра возсиявшее седящим во тьме. Владыка есть свет истинный; восходящий же свет производит утро, с появлением которого разсевается тьма. Посему о Нем изречен псалом. Ибо священным Апостолам и самому Спасителю, ясно произнесшему о Себе начало псалма, больше должно верить, нежели предприемлющим толковать оный иначе. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду** **В конец, на заступление утреннее** Этот псалом, по Феодориту и Григорию Богослову, очевидно относится ко Христу. Он пророчествует о вочеловечении и спасительном страдании Его, что и сбылось наконец. Далее в надписи стоит «**на заступление**», потому что содержит прошение от лица Христа к Отцу о том, чтобы пришел к нему на заступление и на укрепляющую Его к страданию помощь. К сему присовокуплено: «**утреннем**» иначе Христовом. Потому что Христос называется утро, или начало дня; так как по истине Христос воссиял в нас, находившихся во тьме заблуждения, как солнце правды и свет познания. Христос молился к Отцу, как человек, научая тем и нас молиться во время смерти нашей, так как во время смерти естественно страшится и более праведный. Некоторые, принимая один предлог вместо другого, вместо – **на** – "о", (ибо и этот образ речи обыкновенен у древних) говорят, что этот псалом о страданиях Христовых, поелику они суть утреннее заступление; ибо тогда уже воссияло в нас умственное утро Христос, победивши вместе с смертью и имевшего власть смерти, то есть, диавола. Кирилл Александрийский и Феодорит под **заступлением утренним** разумеют воскресение Господа, которое последовало в глубокое утро, до зари воскресного дня. Итак заступление есть воскресение, потому что оно прогнало от тел тление и смерть. Григорий Нисский о надписи сей говорит: эта надпись «**на утреннее заступление**» должна быть полезна и для нас. Писания обыкновенно называют утром то, когда установляется утро. Оно есть средний предел между ночью и днем; время, в которое первая проходит, а второй начинается. Поелику во многих местах тьмою называется зло, то, когда по заступлению Божию, восход добродетельной жизни бывает в нас, тогда мы достигаем конца, то есть победы, – мы тогда отлагаем дела тьмы и ходим благочинно, как во дни. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду.** **НАДПИСАНИЕ** В Еврейском: //Начальнейшему певцу во время утренния зари. Песнь Давида.// **СОДЕРЖАНИЕ** //Давид в сем псалме жалуется на свои бедствия, которыя довели его до того, что он сделался подобен человеку мертвому. По исчислении оных бедствий, как бы выходя из некоей бездны, ободряется и восприемлет благую надежду. Между тем представляет в лице своем образ Христа, и описывает многия обстоятельства страданий Его и необыкновенных бедствий, понесенных Им в состоянии истощания, то есть, прежде нежели Отец небесный прославил Его. Наконец, пророчествует о величии царствия Его и о звании языков.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду** "**О заступлении утреннем**" – (по слав. тексту) понимаемое в буквальном смысле надписание указывает на просительное содержание псалма об "утренней", возможно скорой помощи. Понимают это надписание и в смысле указания на время богослужебного исполнения – утром, чему отвечает и евр. надписание – при появлении зари. (Есть перевод – "об олени утреннем", т. е., мотив вокального исполнения должен походить на мотив песни, начинающейся словами "утренняя лань"). Давид изображает свое положение безвыходным: он делается предметом насмешки и находится в уничижении (ст. [[old:ps:021:03|3-9]]); враги его многочисленны и сильны [[old:ps:021:13|(ст. 13-14)]]; они "лукавы", нечестивы, Давид же одинок [[old:ps:021:22|(ст. 22)]], так что он считает свою гибель неизбежной и предвидит, как его подвергнут казни через распятие [[old:ps:021:17|(ст. 17-19)]]. В этом псалме Давид нигде не говорит о своей виновности пред Богом, а потому его страдания, при их незаслуженности являются особенно тяжелыми. Такая безвыходность положения Давида относится ко временам Саула, когда он был окружен с одной стороны горами, а с другой пустыней, а навстречу ему шел Саул с войском. Это было в пустыне Маон. Гибель Давида казалась неизбежной, но слух о нападении в это время на южные пределы государства филистимлян [[old:1ts:23:24|(1 Цар XXIII:24-28)]] побудил Саула выступить на защиту государства, чем и был спасен Давид. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду** Первый стих псалма, составляющий надписание его, указывает на пророческий смысл сего псалма, именно: он «предвозвещает, – по словам блж. Феодорита, – страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшее сидящим во тьме» [6, с. 94]. Воплотившееся Единородное Слово Божие, Господь Иисус Христос, «//Восток свыше//» [[new:lk:01:78|(Лк. 1:78)]], воссияв в воскресении Своем, «//зело заутра//» [[new:mk:16:02|(Мк. 16:2)]], освободило людей от ночи неведения и темноты дьявольской. Это и означает надписание псалма – о заступлении утреннем. Такой смысл надписания подтверждается и сходным с ним выражением стиха [[old:ps:021:20|20]]-го сего псалма, где пророк, изобразивший вопли и страдания человеческого рода, в лице страдавшего Христа Спасителя, взывает о помощи Божественной и говорит: //Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене: на заступление мое вонми//. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]