[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? далече от спасения моего словеса грехопадений моих** **Боже Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси**. Это говорит Спаситель от лица человечества, и, чтобы положить конец клятве и обратить Отчее лице к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду; потому что мы были отвержены и оставлены за преступление Адама, ныне же восприяты и спасены. **Далече от спасения словеса грехопадений моих**. Примечай опять, что во Христе лице человечества умоляет об освобождении его от падений, или от проступков, и от словес о них. Явно же, что просит подобающей каждому правды. //**Толкование на псалмы.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? далече от спасения моего словеса грехопадений моих** В этом именно, по моему, по крайней мере, рассуждению, состоит покорность Христова – в исполнении воли Отчей. Покоряет же и Сын Отцу, и Отец Сыну, поскольку Один действует, и Другой благоволит (как сказано мной прежде). И таким образом, Покоривший представляет покоренное Богу, усвояя Себе нашу покорность. Такое же, кажется мне, значение имеют слова: **«Боже, Боже мой, внемли Мне, для чего ты оставил Меня»**? Ибо не Сам Он оставлен или Отцом, или собственным Божеством, Которое (как думают некоторые) убоялось будто бы страдания, и потому скрылось от страждущего (кто принудил Его или вначале родиться на земле, или взойти на крест?), но (как говорил уже я) в лице Своем изображает нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне восприняты и спасены страданиями Бесстрастного. Подобно этому усваивает Он Себе и наше неразумие, и нашу греховность, как видно из продолжения псалма, потому что двадцать первый псалом явно относится ко Христу. **//Слова. Слово 30.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? далече от спасения моего словеса грехопадений моих** **Боже Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси** Пригвожденный же к древу Владыка изрек слова сии, употребив самыя еврейския речения: //«Или Или, лама савахфани»// [[new:mf:27:46|(Мф. 27:46)]]. Как же можно отвергать свидетельство самой Истины? Говорит же, что Он оставлен, потому что, хотя ни единаго греха не совершено Им, однако же предан смерти, которая прияла власть над согрешившими. Посему называет оставлением не отлучение соединеннаго Божества, как полагали некоторые, но попущение совершиться страданию. Ибо присуще было Божество и страждущему зраку раба, и попустило пострадать, устрояя спасение всему естеству, впрочем само не потерпело оттого страдания. Ибо возможно ли было пострадать естеству безстрастному? Изрекает же сие Владыка Христос, как человек. И поелику был Он начатком человеческаго естества, то за все естество произносит слова в присовокупленном: **Далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих** Должно же знать, что ни один из других переводчиков не упомянул о грехопадениях; напротив того Акила перевел: рыдания моего. Симмах: сетований моих, Феодотион: вопля моего. Но чтобы не подумали, будто пользуемся здесь другими переводчиками с умыслом обличить толковавших псалом сей иначе, будем держаться перевода Седмидесяти; потому-что, принимая во внимание выражение Седмидесяти, толковники сии утверждали, что псалом не приличен Спасителю. Они говорили: как возможно несогрешившему сказать: «**далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих?**» Посему пусть слышат великаго Иоанна, который взывает: //«се Агнец Божий, вземляй грехи мира»// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]]; и божественнаго Павла, который говорит: //«неведевшаго греха по нас грех сотвори, да мы будем правда о Нем»// [[new:2kor:05:21|(2 Кор. 5:21)]]) и еще: //«Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва»// [[new:gal:05:13|(Гал. 5:13)]]. Поэтому, как, будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех, и будучи морем благословения, приял на Себя наложенную на нас клятву, и //«крест претерпе, о срамоте нерадив»// [[new:evr:12:02|(Евр. 12:2)]]; так за нас произнес и сии слова. Ибо, если добровольно подверг Себя наказанию нам определенному, //«наказание бо мира нашего на Нем»//, как говорит Пророк [[old:is:53:05|(Ис. 53:5)]]: тем паче вместо нас изрек за нас сии слова, и взывает: «**далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих**». Не взирай, говорит, на прегрешения естества, но даруй спасения за мои страдания. И поелику, по человечеству терпя страдание, во время онаго неоднократно молился, говоря: //«Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия»// [[new:mf:26:39|(Мф. 26:39)]], и с печалию сказал: //«прискорбна есть душа Моя до смерти»// [[new:mf:26:38|(Мф. 26:38)]]; то и псалом предвещая сие, справдливо изрек: //«Боже Мой, воззову во дни, и не услышиши: и в нощи, и не в безумие Мне»//. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? далече от спасения моего словеса грехопадений моих** **Боже, Боже мой! вонми ми, вскую оставил мя ecи** Это слово, свойственное человеческой боязливости, удостоверяет в истине Христова вочеловечения, т. е. уверяет, что Он был совершенный человек, а потому и подлежал человеческому страху. Вонми ми, сказал Отцу. Ибо те, которые предают кого либо мучителям на смерть, отвращают глаза свои и уже более не видят имеющего быть казненным. **Вскую оставил мя ecи?** Сии слова говорит Господь не потому, чтобы Отец когда либо отделился от Него после личного соединения Сына и Бога с человечеством; но Он говорит это по причине страха смерти. Ибо если Ты, Отец, говорит, не устранишь от Меня Твоей помощи, то Я не устрашусь смерти. О сем страхе Господа повествует и евангелист, что Он, молясь в саду, просил о том, чтобы миновала Его чаша смерти: //Отче,// говорил Он, //если возможно, да минует Меня чаша сия!// [[new:mf:26:39|(Мф. 26, 39)]]. Начало сего псалма произнес Господь громким голосом на кресте еврейским наречием: //«Или, или, лима савахфани», то есть, Боже мой, Боже мой, почто Ты Меня оставил// [[new:mf:27:46|(Мф. 27, 46)]], то есть, что Ты Меня оставил, чтоб овладел Мною страх в то время, в которое, как Тебе известно, дух усерден, а плоть немощна? Или для чего Ты попустил Мне быть умерщвленным, когда Ты знаешь, что Я не сделал ничего достойного смерти. Слова Григория Б.: «Он не оставлен ни Отцем, ни своим Божеством, как угодно некоторым толковать, что Оно боялось страдания и потому сокрылось от страдавшего. Ибо кто мог принудить Его или родиться в начале на земли, или взойти на крест? Но, как я сказал, Он в лице своем изображал нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне вновь приняты и спасены страданиями бесстрастного. Подобно сему Он усвояет Себе и наше неразумие и нашу греховность в продолжении псалма, потому что 21-й псалом явно относится к Христу (Слово 30-е, о Богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е)». Почти тоже говорит и Бож. Кирилл и Оригeн. Еще: Некто: под заступлением можешь разуметь и попущение (у Никиты), Феодорит: Заступлением называет не отделение соединенного Божества, как некоторые думали, но допущение страдания. Евсевий: слова: **внемли мне**, как ненаходящиеся в еврейском, Спасителем опущены. **Далече от спасения моего словеса** (вины)** грехопадений моих** Наказания, говорит, за грехи мои находятся далеко от спасения моего, т. е. не препятствуют спасению моему, потому что сии наказания и грехи вовсе не мои: //«греха//, говорит, Он //не сотворил»// [[old:is:53:09|(Ис. 53, 9)]]. Ибо смерть (моя) есть наказание за согрешивших, а не за грехи (мои). Или можно понимать так, что Христос здесь представляет лице всего человеческого естества, как сродный с ним и как бы от лица оного говорит: почто Ты, Боже мой, оставил меня всецелого человека, чтобы умереть? Потом присовокупляет и причину оставления, то есть, что осуждение за грехи мои далеко от спасения и что следовательно Я удален от сего спасения; потому что если б Я был близок ко спасению, то, без сомнения, был бы избавлен от смерти. Или: если Ты, Отец, потребуешь от человечества отчетов и оправданий в согрешениях его; то оно не спасется, но далеко будет от спасения. Итак пусть спасется по благодати. И Феодорит: Никто из других переводчиков не сказал: грехопадений, но Акила: вины вопля моего; Симмах: слез моих; Феодотион: помощи моей; одни 70 сказали: **грехопадений**: не смотри, говорит, Отец, на греховность природы, но дай спасение за мои страдания. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, Вскую оставил мя еси? далече от спасения моего словеса грехопадений моих.** Первый стих содержит в себе две достойныя примечания мысли, которыя хотя, по-видимому, кажутся быть между собою противны, однако в самом существе друг другу не противоречат. Когда жалуется Давид Богу, что Он оставил его, то кажется подобен человеку отчаянному: ибо остается ли хотя малая искра надежды там, где нет никакой помощи от Бога? Но когда дважды нарицает Бога //Богом своим//, и воздыхания свои в недрах Его полагает: тем самым ясно исповедует веру свою. Сия внутренняя брань нередко случается с благочестивыми людьми: Бог посылает оную с тем, дабы верные, сражаяся с собою, чувствовали как немощь свою, так свидетельствовали и веру. Ибо отверженные и преданные неверию люди так подавляются бедствиями своими, что никогда на благодать Божию воззреть не хотят. Но Давид не так предавался искушению, как отверженные, но очи веры обращал к Богу, как ясно видеть можно из слов его. Ибо хотя угнетаем был зело тяжкою печалию, но крепко и сильно противоборствовал ей; сего ради и оный глас к Богу испустил: //Боже мой, Боже мой!// Отсюду видим, из какого источника как глас сей проистекл, так и оная жалоба которая вскоре за сим присовокупляется: //вскую оставил мя еси?// Ибо когда с одной стороны зельность болезни и немощь плоти исторгала слова сии, то с другой вера приходила на помощь, и исправляла мысль, дабы благонадежно призывал Бога, от Котораго мнил оставлен быть: паче же видим, что вера прежде верх одержала. Ибо прежде нежели жалобу произнес, от сердца возопил: //Боже мой, Боже мой!// – показывает, что он на Бога уповает, и в бедствиях своих к Нему единому прибегает. Сего ради и мы должны последовать примеру сему, а коликократно мятется плоть наша, и аки сильною бурею к нетерпеливости порывает нас, толикократно должны усиливаться, и тако отражать стремление ея. Тако будет, что и во время жестоких ветров вера наша от кораблекрушения спасется. Впрочем Давид не напрасно дважды повторяет имя Бога, но того ради творит сие, дабы сильнее подкрепить веру свою, как видеть можно из самаго образа жалобы его. Ибо не просто говорит, что он оставлен от Бога, но к сему присовокупляет, что //токмо удален он спасения Его//, то есть, что видя бедствующаго, не подавал знака благия надежды: но и сие приписывает единственно грехам своим, и не ропщет на Бога, ниже состязуется со Владыкою, но противополагая смирение, яко щитом отражает плотская мудрования, и пленяя чувства в послушание веры, не попускает далее выходить за пределы. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? далече от спасения моего словеса грехопадений моих** Из [[new:mf:27:35|Мф. 27:35,]] [[new:in:19:start|Ин. 19]] (ср. [[new:mf:27:39|Мф. 27:39,]] [[new:mf:27:43|43,]] [[new:mf:27:46|46;]] [[new:mk:15:34|Мк. 15:34)]] и [[new:evr:02:11|Евр. 2:11]][[new:evr:02:12|–12]] христианин знает, что псалом 21-й нужно признавать мессианским; толкование Феодора Монсутского, относившего этот псалом только к Давиду и утверждавшего, что новозаветные писатели только приспособили оный к Мессии, осуждено Церковию. Давид никогда, и во время гонений от Саула, не терпел того, что терпело Лице, изображаемое в псалме; да и кроме того как Давид или какой-либо другой ветхозаветный праведник (Езекия, Иеремия, на которых указывают) могли ожидать от своих страданий таких результатов, какие изображаются в нашем псалме? Все православные и католические толковники считают этот псалом исключительно мессианским. В некоторых стихах (напр. [[old:ps:021:18|18]] и [[old:ps:021:19|19)]] изображение страданий Мессии так исключительно, что объяснение их сначала в так называемом низшем (историческом) и потом уже высшем (таинственном) смысле прямо невозможно: признавать, что некоторые места относятся только ко Христу, а другие только к Давиду или же к Давиду и Христу вместе, представляется нам довольно неестественным. – Мы признаем, что в то время, когда сильнее всего тяготели над Давидом бедствия (м.б., во время гонения от Саула), он удостоился созерцать в Св. Духе то, что имел некогда претерпеть Тот, Кому Давид в своих страданиях был только слабым прообразом. Это не есть что-либо психологически невозможное: входить в душу другого и чувствовать за другого – многим приходилось испытывать. Как бы из души распятого на кресте, чувствовавшего Себя оставленным Богом, Спасителя взывает псалмопевец: **Боже, Боже мой** и пр. [[new:mf:27:46|(Мф. 27:46)]]. – Ужасное чувство богооставленности должен был терпеть Спаситель, так как Он наши грехи сделал своими (**грехопадений моих**), сделался жертвою за наши грехи [[new:2kor:05:01|(2 Кор. 5:1)]]; и таким образом усвоенные Им наши грехи вызвали у Него скорбный вопль: **вcкую оставил мя еси?** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? далече от спасения моего словеса грехопадений моих** В настоящем псалме св. пророк изображает свое беспомощное положение во время бегства от Авессалома. Давид (без сомнения) молится Господу, чтобы бедствие сие скорее прекратилось, потому что оно было бы бедствием не только для него, но и для всего народа. Но не то было изречено в судьбах Божиих: Давид должен был несколько времени страдать, Авессалом - торжествовать, народ - терпеть и неправды, и беспокойства. В сем чувстве изгнанный царь вопиет ко Господу: //Боже мой, Боже мой векую мя оставил еси!// Потом смиренно сознается, что Бог имеет справедливую причину, по которой медлит исполнить прошение молящегося. Эта причина - множество грехов, которые лежат на страждущем царе. //Далече от спасения моего словеса грехопадений моих// ("словеса" по значению подлинного слова значит число). Мысль пророка можно изложить следующим образом: Господи! Почто ты отверг меня? Но я не ропщу на Тебя, я знаю, что множество грехов моих удерживают Твое милосердие; чувствую, что Ты отечески хочешь меня наказать за них и не оказываешь мне помощи в моем бедственном состоянии для того, чтобы терпением очистились мои беззакония. Однако, сознавая себя недостойным помощи, он не теряет надежды: воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Но, несмотря на множество моих грехов, я не престану прибегать к Тебе и буду день и ночь неотступно молить Тебя: буду вопиять в ночи, и ужели Ты не услышишь? (Здесь славянскому переводу должно дать вопросительный оборот: и не услышишь ли?) Буду взывать во дни, и ужели оставишь меня в недоумении? Ужели не дашь мне почувствовать, что Ты скоро придешь ко мне на помощь. Ту же мысль св. пророк в другом псалме выражает иным образом: //заутра услыши глас мой, заутра предстану Та, и узриши мя// [[old:ps:005:03|(Пс. 5:3)]], то есть Ты скоро услышишь молитву мою: я в глубокое утро обращусь к Тебе с молитвою, и Ты узришь мя. //Узриши// здесь, без сомнения, имеет особенную силу, ибо общая мысль, что Бог видит молящихся, излишняя и не имеет значения. Излишняя, потому что нет ничего известнее, как то, что Бог видит всех: и молящихся, и не молящихся. Не имеет значения потому, что всеведение Божие вообще утешительно для молящегося. //Узриши мя// значит: Ты благосклонно воззришь на меня, не оставишь без внимания моего моления, но тут же прольешь мне надежду в сердце, что Ты исполнишь молитву мою. В самом деле, есть какое-то непостижимое, однако же понятное для молящегося извещение, которое изрекается среди самой молитвы и дает ему разуметь, что молитва не останется тщетною. И будет говорить Господь избранным Своим:// прежде неже воззвати им, услышу их, и еще глаголющим им реку, что есть// [[old:is:65:24|(Ис. 65:24)]]. Есть внутренний слух, принадлежащий духу, растворенному молитвою, чрез него милосердый Господь отвечает на молитву. Услышу, что речет о мне Господь Бог, //яко речет мир на люди своя...//[[old:ps:084:09|(Пс. 84:9)]] Есть в самой молитве, в самом тайном чувстве сердца, с которым оно возносит молитву ко Господу, тайное ощущение, что Господь снишел на прошение и пришел исполнить его. //Еще глаголюшу ти, речет: се приидох// [[old:is:58:09|(Ис. 58:9)]] Это можно объяснить себе следующим образом: молитва, по изречению св. пророчицы, дается человеку от Бога. Бог видит прежде прошения нашего, чего мы желаем просить у Него, и ежели хочет исполнить желание наше, тогда нам дает и молитву, соответствующую Его благому о нас соизволению, то есть дает нам такое дерзновение в молитве, из которого ясно можно ощущать, что Господь исполнит наше желание. Вспомните о Пресвятой Деве на браке в Кане Галилейской, Она просит Господа, Его слово, сказанное Ей в ответ, не дает надежды в исполнении, но Святейшая Дева в приказании слугам показывает противное. Где же Она получила извещение, что молитва исполнится? Она получила его в сердце Своем. Это можно изъяснить следующим образом: не случается ли, что малолетний сын просит отца или мать? Родители, кажется, отказывают ему в его просьбе, однако он из самого их голоса предварительно понимает, что он получит желаемое. Отсюда ясно открывается значение и глубокая мысль слова:// и не в безумие мне//. Сие изречение еще более получает цену и достоинство, ежели посмотрим на псалом, к которому оно принадлежит, в его таинственном значении. Тогда мы в нем найдем неистощимый источник самых умилительных чувств, сокровище самого высокого Боговедения. Псалом изображает страдания Господа Иисуса Христа, изображает крест в самой высшей степени, как телесного, так и духовного томления. Многие крестные события, описанные Евангелистами, в нем ясно открыты. Здесь пророк предвидит насмешки, покивания головою и передает укоризненные слова злокозненных фарисеев: упова на Бога, да сохранит его. Здесь описывает, как воины делят ризы Господа Спасителя и мечут жребий об одежде Его. Его словами, испивая до конца чашу страданий, Богочеловек Иисус вопиет к Отцу Небесному: Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил! Сие вопияние исторгалось из сердца Богочеловека, уязвленного неизъяснимыми болезнями: грехи всего человечества, всех времен и поколений висели на раменах Его; от сего весь гнев бесконечной правды Божией, возбуждаемой сими грехами, скопился на главе Его и отозвался в душе Его. Сын Божий чувствует, что Он оставлен Богом, но вместе с тем чувствует и неисчислимое множество грехов, которые Он вознес на крест, на теле Своем. Он ощущает, сколь много Бесконечному, Милосердому Богу нанесено оскорблений, и, образуя в лице Своем все человечество, исповедует за всех человеков, что это огромное множество грехов удаляет от человечества надежду спасения, что по грехам нашим мы недостойны спасения: //далече от спасения, словеса грехопадений моих// (1 Иероним Т.II, ч.2, с.71. Феод, на сие место. Авг. Т.IV, с.95). Но и в сем смущенном сознании Он укрепляется упованием на милосердие и опять, обращаясь ко Господу, вопиет: несмотря на множество грехов, лежащих на Мне, буду беспрестанно взывать к Тебе, и ужели Ты не услышишь, Ты, который благоволил поселиться так близко к человекам, Ты, которым хвалятся израильтяне, на Которого уповали отцы наши и не постыдились, ужели оставишь Меня в недоумении, не ответишь скорою помощию на молитву Мою? Приникнем же благоговейно к сему отношению Единородного Сына Божия к Отцу Небесному. Богочеловек вопиет: Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил! Однако ж при сем болезненном вопиянии Он укрепляется надеждою, и на Нем исполняется слово пророка: //и не в безумие мне//. Отец не оставил Его в недоумении о близкой помощи. Ибо что мы слышим после сего скорбного вопияния? Слышим, что вскоре Богочеловек (взывает) уже не скорбным голосом, но как бы свободнее вздохнув после страданий, голосом радости и надежды изрекает: совершишася, в руце Твои предаю Дух Мой! Что же это значит? Это значит, что Отец услышал Его молитву: //вcкую мя оставил еси,// - не попустил более пребывать Ему в сем мрачном чувстве оставления, но тайным гласом любви дал Ему извещение, что жертва Его принята, что спасение человечества содеяно, что Он готов принять Дух Его. Теперь спросим, можно ли это слово приложить к нашему назиданию? Очень можно: опыт показывает, что люди, которые усовершились в молитве, во время молитвенного возношения души к Богу получают извещение об исполнении молитвы их. Отчего же весьма многие не чувствуют внутреннего голоса об исполнении молитвы их? Может быть, оттого, что предмет молитвы их не угоден Господу: //просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете// [[new:iak:04:03|(Иак. 4:3)]]. Или: //не знаете чего просите//[[new:mf:20:22| (Мф. 20:22)]]. Может быть, молясь, еще надеемся на самих себя, а псаломский подвижник из самой глубины смирения произносит свою молитву, ибо сознает, что по множеству грехов он далек от спасения. Может быть, и от слабости упования. Тот же подвижник, смиряющийся почти до отчаяния во спасении, не теряет упования: //воззову//, говорит, //и не услышиши//, - или неужели не услышиши; он видит себя в безнадежном положении по грехам и надеется, взирая на милосердие Божие. Наконец посмотрите на страждущего Спасителя. Он дошел до самой бездны мучительного чувства, что может быть тяжелее, как чувствовать, что Отец Небесный оставил Его? И с сей минуты от крестного страдания переходит в состояние славы: вскоре предает Дух в руце Отца Небесного, встречается как победитель среди ада, воскресает с торжеством над смертью. Так бывает и в делах человеческих: иногда Господь доводит нас до такой глубины зол, что мы не видим способа от них освободиться, но Он в сию глубину простирает нам руку помощи; вскоре мы начинаем чувствовать облегчение от угнетающих бедствий. Может быть, Господь сим хочет испытать и испытанием утвердить нашу веру и терпение. Может быть, хочет нас научить, как суетно упование на тварь и силы природы, хочет явить на нас славу Своего милосердия, дать нам почувствовать Свою к нам любовь, дабы в нас возбудить сильное чувство любви к Нему - источнику всякого блага и чрез то приблизить нас к блаженству. Может быть, хочет нас сделать достойными чадами того Подвижника веры и Отца верующих, который //уповал паче упования// [[new:rim:04:18|(Рим. 4:18)]]. Как бы то ни было, наш долг - молиться и с отчаяния не оставлять молитвы. Молитва, ежели и не исполняется так, как бы мы желали, но всегда приносит пользу, потому что дает чувствовать нашу зависимость от Бога, держит нас в союзе с Богом, заставляет осторожно ходить по путям жизни, чтобы не прогневать Бога. А по самой истине Бог никогда не отказывает молящимся и ежели по-видимому не исполняет нашей молитвы, то дает нам более, нежели чего мы просим. Так св. апостол просил, чтобы от него отступил ангел сатанин, искушающий его, - Господь не исполнил этой молитвы, но зато дал апостолу силу благодати, которая укрепляла его против всех искушений. //Довлеет ти благодать Моя, Сила Моя в немощи совершается// [[new:2kor:12:09|(2 Кор. 12:9)]]. Аминь. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? далече от спасения моего словеса грехопадений моих** //Боже мой! Для чего Ты оставил меня?// Давид указывает на безвыходность своего положения в данном случае. По человеческому пониманию и последовательному ходу событий гибель Давида казалась неминуемой, почему у него бывали состояния, когда он видел себя совершенно оставленным Богом, вследствие чего и взывает: "**Для чего Ты оставил меня?**" Подобное состояние, близкое к отчаянию не было продолжительным. Давид дальше говорит, что "такие слова", слова "вопля", близкого к отчаянию, греховны, так как показывают в человеке колебание веры; вследствие же этого обнаруженного недостатка веры в Бога человек и не заслуживает того спасения, о котором он молит Бога. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Боже, Боже мой, вонми ми, Вскую оставил мя еси; далече от спасения моего словеса грехопадений моих** Начальные слова сего псалма особенно всем нам знакомы: мы нередко слышим из Святого Евангелия [[new:mf:27:46|(Мф. 27:46)]], как произнесенные Самим Господом нашим Иисусом Христом во время Его крестных страданий. И этим яснее всего подтверждается сказанное выше, что псалмопевец в псалме сем, под образом собственных страданий и воплей, пророчески изобразил страдания и вопли рода человеческого в лице воплотившегося и пострадавшего за оный Христа Спасителя. Невыносимая тяжесть этих страданий, воспринятых незаслуженно и добровольно, не могла не устрашить человеческую природу Христа. Страх смерти приводит Его как бы в сомнение о помощи Божией; Он как бы уже не надеется на помощь Отца Небесного и представляет Себя совершенно оставленным, а потому и говорит: «**Вскую оставил Мя еси**»; но представляя Себя беспомощным и оставленным (одиноким), Он не предается отчаянию, а вопиет молитвенно и громко: «//Боже мой, Боже мой, почто Мя оставил еси//» [[new:mk:15:34|(Мк. 15:34)]]? Слова сего стиха: **вонми ми** (внемли мне) в русском издании Псалтири, по переводу с еврейского языка, поставлены в скобках; это означает, что слов этих нет в еврейском подлиннике. Священные толковники думают, что слова: **вонми ми** внесены LXX переводчиками псалмов на греческий язык для дополнения или пояснения речи. Богочеловек Иисус Христос добровольно и единственно по человеколюбию Своему воспринял на Себя тяжесть крестных страданий и смерти, заслуженных грехами всего рода человеческого, и грехи эти так велики и многочисленны, что совершенно удалили людей от спасения: самый рассказ, или слова о грехах человеческих, **словеса грехопадений** показывают, как **далек** человек от **спасения**. И это-то отдаление человека от его спасения, которое восхотел совершить Сам Единородный Сын Божий; воплотившийся и вочеловечившийся ради его спасения, и побуждает его с псалмопевцем воскликнуть: **далече от спасения моего словеса грехопадений моих**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]