[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои** **Яко обыдоша Мя пси мнози.** Опять означает народных правителей. **Ископаша руце Мои и нозе Мои.** Говорит о гвоздях, которыми пригвожден ко кресту. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои** В Пс. 21 стиха 17 слова: «//ископаша// (пронзили) //руце мои и нозе мои//», представляют пример важного пророческого изречения, сохраненного неповрежденным в тексте семидесяти толковников; между тем как нынешнее еврейское чтение сего места: כארי «//как лев//», вместо כארו «//пронзили//», самою принужденностью состава слов и смысла обнаруживает повреждение текста, в котором не без причины можно подозревать неблагонамеренную руку еврея, искавшего средства уклониться от силы пророческого свидетельства о распятии Господнем. //**О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 17-18 **Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Изчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя** **«Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя»** После Иудеев упоминает о воинстве языческом; потому что язычникам предали Его Иудеи. Посему пророчество сохранило и порядок событий. Справедливо же наименовал Иудеев тельцами, а язычников псами. Ибо сказано: //«несть добро отъяти хлеба чадом»// и отдать //«псом»// [[new:mf:15:26|(Мф. 15:26)]]. Впрочем, по страдании, бывшие древле псами по вере вступили в чин сынов, а пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны, прияли именование псов; потому что подобно псам возъярились на Владыку. О них взывает блаженный Павел: //«блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения»// [[new:fil:03:02|(Флп. 3:2)]]. И пророческое слово, наименовав их псами, изрекло: **«сонм лукавых одержаша Мя»**. А потом описывает, на что отважились они. **«Ископаша руце Мои и нозе Мои:». «Исчетоша вся кости Моя».** И сие явно и ясно даже для самых упорных. Ибо, слышим в священном Евангелии, Сам Господь говорит святым Своим ученикам: //«видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь»// [[new:lk:24:39|(Лк. 24:39)]]. Да и Фоме показал язвы гвоздиныя и язву от копия. Сказанное же: **«исчетоша вся кости Моя»** означает пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей.** «Тии же смотриша и презреша Мя»** то есть, издевались и смеялись надо Мною. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои** **Яко обыдоша мя пси мнози** Выше иудеев назвал волами, потому что они, по Феодориту, находились под игом закона, как волы, или быки, хотя они и нарушали закон. Собаками здесь называют воинов из язычников римских, как нечистых по закону и бесстыдных, как собаки. Так и Христос называл Хананеанку как язычницу: не хорошо отнять хлеб у детей и бросить псам [[new:mf:15:26|(Мф. 15,26)]]. Прибавление Феодоритово: Однако после страдания прежние псы чрез веру возведены в достоинство сынов: а пользовавшиеся некогда попечительностью, как сыны, получили название псов, потому что они на подобие псов злились против Господа. **Сонм лукавых одержаша **(обступил)** мя** Толпа завистливых иудеев схватила Меня. **Ископаша **(пронзили)** руце мои, и нозе мои** Гвоздями пробили руки и ноги мои. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои.** Слова перваго стиха протолкованы выше, прочия относятся ко Христу, распятому на кресте, и некоторым образом к Давиду. А ежели бы сказал кто-нибудь, что Давид никогда ко кресту пригвожден не бывал, то сие решить не трудно: ибо Давид преносными словами жалуется здесь, что он не иначе стеснен был от врагов, как бы кто, по ископании рук и ног, ко древу пригвожден был, каковыя преносныя слова часто в Писании встречаются, да и здесь увидим ниже. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-19 **Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Изчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий** Давид называет своих врагов "псами" и "скопищем злых", указывая тем как на их многочисленность, так и на их нравственное ничтожество. Они лукавы, фальшивы, неспособны действовать во имя какого-либо высшего идеала и правды, но во имя личных выгод, склоняясь в ту сторону, где сила и польза; они также заслуживают презрения, как "псы", собаки, которые считались евреями за животных презираемых. Опасность Давида так велика, и, по-видимому, гибель его так неизбежна, что он уже представляет себе картину своей казни. Его, как государственного преступника, покушавшегося на царскую власть, как врага государя, должны подвергнуть самой жестокой и позорной казни через распятие на кресте. Давид уже видит, как из раны его течет кровь; на теле его от растяжения мускулов особенно ясно выделились кости, так что их можно пересчитать. Хотя эти страдания от растяжении мускулов ужасны по продолжительности и соединенной с ними боли, враги его смотрели на его страдания с пренебрежением, без сочувствия. Все, что было на нем, его платье - разделили на равные части; //"об одежде моей бросают жребий"//, вероятно - о верхней, о хитоне, которая не шилась, а ткалась цельной и делалась из более тонкого материала. Изображаемые Давидом страдания во всем содержании псалма, особенно в данных стихах, со всей полнотой и точностью исполнились на Христе, о чем свидетельствуют все евангелисты [[new:mf:27:35|(Мф. XXVII:35]]; [[new:mk:15:24|Мк. XV:24]]; [[new:lk:23:34|Лк. XXIII:34]]; [[new:in:19:23|Ин. XIX:23)]]. То, что Давид переживал в своем представлении, что было достоянием его мысли, нашло полное, внешне фактическое выражение в действительных страданиях Мессии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 17–18 **Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя** Тех же врагов своих, которых выше [[old:ps:021:13|(ст. 13)]] называет тельцами и юнцами тучными, пророк, в лице того же Страждущего Спасителя, именует здесь псами. Последним наименованием, т.е. псами, современные Христу иудеи называли язычников, и Сам Он в речах Своих, сообразуясь часто с понятиями и воззрениями окружающего Его народа, название псов прилагал к язычникам [[new:mf:15:26|(Мф. 15:26)]]. А впоследствии это название перенесено и на еретиков, лживых пророков и самозванных апостолов [[new:fil:03:02|(Флп. 3:2]]; [[new:2kor:11:13|2 Кор. 11:13)]] , и вообще на неверующих иудеев [[new:lk:20:20|(Лк. 20:20)]], которые, подобно псам, нападали на Господа Иисуса, чтобы обольстить и оклеветать Его словом. А **сонмом лукавых** названы здесь правители и вожди народа иудейского [[new:mk:15:01|(Мк. 15:1)]], которые на собраниях своих совещались о том, как бы обольстить Иисуса, осудить Его на смерть и предать Пилату, чего они вполне и достигли. Добившись от великого правителя утверждения смертного приговора, враги Христа – этот **сонм лукавых** – распяли Его на кресте, к которому пригвоздили Его руки и ноги, причем измученное и истомленное тело Божественного Страдальца до такой степени было утончено, что все кости в нем обнаружились и представлялась полная возможность сосчитать их. Это и выражено словами настоящего псалма: **ископаша руце мои и нозе мои, исчетоша вся кости моя**. Сами распинатели Господа и большая часть присутствующих при совершении распятия смотрели злобно и с пренебрежением к распятому Иисусу: **тии же смотриша и презреша мя**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]