[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий** **Разделиша ризы Моя себе** Об этом ясно написано в Евангелиях. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий** И о сем ясно извещает священная евангельская история. ===== Евфимий Зигабен ===== **Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий** Сии слова ясно истолковал Евангелист Иоанн; он сказал: итак воины, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части и нижнюю одежду, одежда же cия не была сшита, а тканая вся сверху до низу. Итак сказали друг другу: не станем раздирать ее, а кинем жребий, кому она достанется. Так, говорит, сбылось сказанное в Писании ([[new:in:19:23|Ин. 19:23]]), т. е. сии слова Давида, которые и прибавляет там же. Итак под //ризами// Давид разумеет сшитые, которые разделили воины между собою, а под //одеждою// разумеет несшитый хитон, но весь тканый сверху до низу, о котором и бросили воины жребий. Надобно удивляться несчастным иудеям, что, хотя сии слова Давида никогда не сбылись исторически в отношении к кому либо, кроме Христа, они, не смотря на сие исполнение пророчества над Христом, остаются доселе в неверии. Что такое истканная сверху (одежда), это изъясняет //Исидор Пилусиотский//: «что нужный, тонкие, и светло-цветные одежды не сохраняют Божественного правила подвижничества, спроси о том Иоанна Богослова, который, описывая хитон Господа, изъясняет тебе: Хитон Его был не сшитый, но весь тканый сверху до низу. А кто не знает малоценности той одежды, которую употребляли бедные Галилеяне? а у них преимущественно была в обыкновении таковая одежда по особому искусству на подобие грудных одежд чрез подбивание к верху тканая» (письмо 74 к монаху Катону). А //Евфимий Зигабен// во 2-м томе толкования на Матфея говорит с недоумением о том, сколько было у Господа одежд. Некоторые, говорит, полагают, что было пять, четыре разделенные 4-м воинам и пятая несшитый хитон; но это мнение он почитает невероятным, потому что Господь был умерен и не любил излишества, ибо и другие не носят столь много одежд. По догадке он говорит, что он имел три одежды: одну срачицу, или хитон по телу, т. е. этот несшитый; вторую одежду поверх срачицы и третью поверх сей. Итак воины разделили между собою, разодрав на 4 части сии последние— вторую и третью, не потому, чтобы они были драгоценны, но в поругание: а о несшитом хитоне, то есть рубашке, бросили жребий. Почему ж Христос дал заповедь Апостолам не иметь двух одежд ([[new:mf:10:10|Мф. 10: 10]]), когда сам имел? На сие отвечает, что и Господь имел только один хитон по телу, или срачицу, так как хитон собственно есть самая нижняя, а прочие не были хитоны, но одежды. Богоносный //Максим//, изъясняя одежды Господа в переносном смысле, говорит: сверху несшитый хитон означает непрерывное плетение добродетелей и союз благодатию Божиею истканный и внутри покрывающий наше разумение, которого, часто лишая нас чрез нерадение и леность, убийцы демоны не имеют однако ж позвoлeния разделить его так, чтобы мы уже не понимали, что такое добродетель. Таким образом, мы всегда разумеем ее, хотя покровом ее и не пользуемся. А разделенные (одежды) означают внешнее облачение, состоящее из чувственного богатства, разделяющееся на четыре мирские составы, к которым иметь пристрастие убеждают нас сии человекоубийственные ругатели. Можно также по другому исчислению под хитоном сверху тканым разуметь душу каждого, вдохновенную свыше. Она не сшита, поелику проста и несложена, не раздирается, поелику бессмертна, а разделяемая одежды означают тело, потому что оно чрез тление разрешается на четыре стихии. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий.** Здесь паки жалуется Давид на врагов своих, показывая, что лютость их так велика была, что видя человека беднаго, и телом и духом изнуреннаго, и почти уже умирающаго, не токмо не сожалели о нем, но еще из зрелища онаго удовольствие чувствовали. Слова следующаго стиха, где говорится //о разделении риз//, суть преносныя, аки бы сказал Давид, что враги все имение его по себе разделили, как обыкновенно делают победители, кои или расхищают корысти, или метают жребий, что кому достанется. Ибо сравнивая стяжание свое, трудами и потом приобретенное, с ризами, жалуется на врагов, что они, ограбив его, с безчестием разделили оное между собою, яко корысть, достающуюся в награду после победы. Сим образом еще более увеличивается недостойный поступок врагов, которые торжествовали над Давидом, яко над мертвым. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий** См. Толкование на [[old:ps:021:17#lopuxin_ap|Пс. 21:17]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий** Ни на ком другом с буквальною точностью не исполнились эти слова псалмопевца, как только на Иисусе Христе, когда, по распятии Его на кресте, воины взяли одежды Его и разделили между собою на четыре части, а о хитоне, или нижней рубашке Его, которая, по замечанию евангелиста, не сшита, а соткана была вся сверху донизу, они решили не раздирать его на части, а взять его тому, кому достанется по жребию. Что они и сделали, как свидетельствуют все св. евангелисты, яснее же всех говорит о том св. Иоанн Богослов, упомянув, что это совершилось во исполнение слов Писания: «**Разделиша ризы Моя себе, и о иматисме** (нижней одежде) **Моей меташа жребий**» [[new:in:19:24|(Ин.19:24)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]