[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ты же, Господи, не удали помощь твою от мене, на заступление мое вонми** **Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене.** Пременяет речь Свою в молитву. При Твоей, говорит, помощи и при Твоем заступлении, восстав по трех днях, покажу суетность их злоумышления. И в этом служит для нас образцом, как должно призывать Бога в искушениях, и не впадать в уныние, не ослабевать от скорбей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты же, Господи, не удали помощь твою от мене, на заступление мое вонми** Поелику все сии бедствия приключились Мне; //то// посему Ты, Господи, не удали от Меня помощи твоей, но //поспеши// послать Мне защиту твою, чтобы т. е. Я воскрес в третий день. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 20-22 **Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое** В таких муках, и оставленный всякою человеческою помощию, страдалец собирает свои внутренние, готовые разлиться, силы, молится, чтобы по крайней мере (**Ты же**) Бог не оставил Его. Человеческое естество Спасителя, по-видимому, страдало на кресте от страшной мысли, что Бог может попустить смерти, и с тем вместе врагам Его преодолеть Его; потому Спаситель молится не о том, чтобы Бог избавил Его от смерти (**оружие** – опасность смерти), но только чтобы Бог не оставил Его в смерти, дал бы Ему, теперь так глубоко уничиженному (**смирение**), победить Своим воскресением всех злобных Его врагов. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **Ты же, Господи, не удали помощь твою от мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою, спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое. Повем имя твое братии моей, посреде Церкве воспою тя** Ввиду неизбежности такой судьбы, если бы враги захватили Давида, последний молит Бога о спасении: //"спаси" "от псов одинокую мою"// душу, т. е., меня, одинокого, избавь от врагов; //"от рогов единорогов"// - от рогов единорога, носорога, чем Давид образно рисует силу и жестокость врагов. За свое спасение Давид обещает воспеть Бога //"посреди собрания"//, т. е., всенародно, в поэтических песнях, будет восхвалять Бога, как единственного защитника всякого страждущего праведника. С [[old:ps:021:24|24]] ст. содержание псалма изменяется: ранее оно было скорбно-просительное, теперь же - благодарственно-хвалебное. Можно думать, что вторая часть псалма была написана Давидом по окончании гонений. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 20–22 **Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене: на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое** Предызобразив различные бедствия и злострадания Спасителя, пророк из глубины скорбного сердца обращается опять с молитвенным воззванием к Господу Богу, в котором выражается его сильная вера и крепкая надежда на помощь Божию. В этой молитве он снова просит Бога о заступлении и скорейшем избавлении от врагов. Он говорит: хотя и удалил я себя от Тебя, Господи, моими грехопадениями, но Ты, Щедрый и Милостивый, не удаляйся от меня Своею помощью, обрати Свое внимание на мою беспомощность и защити меня. **Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою**. Под оружием пророк разумеет здесь римских воинов, которые носили на себе мечи и были всегда вооружены; их же называет и псами, или **рукою песией**, потому что они были нечисты, как вообще все язычники, которых иудеи потому всегда называли псами. Словом: **единородную мою** пророк наименовал душу Господа Иисуса Христа, как бы одинокую, без помощи Божией и оставленную во время страданий учениками Его. Подобные сему наименования души Христа имеются и в других псалмах [[old:ps:024:16|(Пс. 24:16]], [[old:ps:034:17|34:17)]]. «Душу Свою, – говорит св. Афанасий, – называет Господь единородною потому, что она отделена, отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотью всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом» [3, с. 96]. Под устами львов, равно как и под рогами единорогов псалмопевец изображает свирепость и жестокость врагов Христа, распинателей Его и вообще иудеев, которые жаждали смерти Его и делали против Господа заседание и подсматривание, подобно тому как и лев подстерегает животных, которых ловит и съедает. **Единорогом**, или, что то же, носорогом, называется то свирепое животное, которое имеет на носу рог. Под словом **смирение** разумеет уничижение Христа. Таким образом, смысл изречения стиха 22 будет следующий: спаси меня, Господи, уничиженного, страждущего от пасти льва и от рогов носорога, т.е. от кровожадности и свирепости лютых врагов моих. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]