[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою** **Избави от оружия душу Мою.** Этим, т. е. оружием, рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить. Душу же Свою называет единородною, потому что она отделена и отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом. Ибо един есть Христос из двух противоположных, совершенный Бог и совершенный человек. Но будучи далек от тех (грешных) душ, Он приходит к ним. Но может быть, что единородною называет и предстоящую Ему Церковь, потому что она не имеет скверны, или порока [[new:ef:05:27|(Еф. 5,27)]], восполняется из неукоризненных по преспеянию, из //шестидесяти цариц// и //семидесяти наложниц// [[old:pp:06:07|(Песн. 6,7)]]. **И из руки neсии единородную Мою.** Рукою песиею называет и что сделано этим псом, и самого пса. Ибо сказано: //несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом// [[new:mf:15:26|(Мф. 15,26)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 21-22 **Избави от оружия душу мою и из руки песии единородную мою. Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирениe мое** Господь называет оружием римских воинов, поелику они, как вооруженные, носили мечи; тех же воинов называет и //псами//, поелику они были нечисты, как язычники, как мы сказали выше; а львами называет иудеев, по причине жестокости и немилосердия, потому что они жаждали смерти Его, и делали против Господа заседание и подсматривание, подобно тому, как и лев подстерегает животных, которых ловит и съедает. Так он назвал их и прежде в [[old:ps:021:13|13]]-м стихе. Тех же иудеев он называет и //единорогами//. А единорог есть животное дикое и называется так потому, что имеет на лбу один рог ; назвал их псом и львом в единственном числе, потому что разумел один род римлян и один иудеев, под которым мы разумеем порознь римлян и иудеев, так как те и другие в единственном числе называются римлянином, или иудеем (собирательно). //Единородною// Господь называет свою душу, как единственную: ибо одна душа Христа из всех других человеческих душ была безгрешная и она одна была в личном соединении с Сыном Божиим. О смирении же Христовом Он Сам сказал в Евангелии: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем ([[new:mf:11:29|Мф. 11,29]]). А по какой причине Господь молился и какого избавления Он просил, о том мы сказали выше. //Василий Великий//: Под рогами единорогов мы понимаем гордость. Ибо говорит, что единорог, имея острый рог, гордо выступает против всякого животного: таковы были и фарисеи, нападавшие на смирение Христово. Итак, Господь, укоряя сих противоборствующих Ему людей и во время страдания восставших на Него, называет их единорогами. //Феодорит//: Львом и псом и единорогом называет, по словам Апостола, имевшего власть смерти диавола, который во время страдания Его напал на Него, на подобие зверя, желая умертвить Его. Другой говорит: Господь называет душу единородною, вместо: честною и возлюбленною. Ибо единородные у отцев весьма любимы; а рукою пса—власть сатаны. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою** См. Толкование на [[old:ps:021:20#ep_irinej_orda|Пс. 21:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою** См. Толкование на [[old:ps:021:20#lopuxin_ap|Пс. 21:20]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою** См. Толкование на [[old:ps:021:20#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 21:20]] [<10>]