[<10>] ====== Толкования на Пс. 21:30 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 30-31 **Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю: и душа моя Тому живет. И семя мое поработает Ему: возвестит Господеви род грядущий** **Ядоша и поклонишася вси тучнии земли,** то есть, вкусили духовной пищи. Тучными же называет их по питательности божественных словес. **Пред Ним припадут вси низходящии в землю.** Это говорит, потому что верующие преклоняют пред Ним колена. Но это были уверовавшие древле. **Низходящии в землю**, т. е. впадшие в гибель и тление, потому что не видели Господа. **И душа Моя Тому живет. И семя Мое поработает Ему.** Ибо свята и непорочна была жизнь, которую Христос совершил на земле с плотию. Ибо Он один не сотворил греха, хотя соделался подобен нам, и принял на Себя грехолюбивую плоть. Под семенем же Божиим можно разуметь тех, кого призвал Он чрез веру. **Возвестит Господеви род грядущий.** И это возвещает о язычниках. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 30-32 **Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю: и душа моя Тому живет. И семя мое поработает Ему: возвестит Господеви род грядущий: И возвестят правду Его людем рождшымся, яже сотвори Господь** **«Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю».** Ибо ядущие и насытившиеся, свидетельствуя благодарность за безсмертную снедь, как Богу поклонятся Подателю сего. И поелику в предыдушем стихе упомянул об одних тучных, соделавшихся таковыми от сей божественной снеди, то кстати присовокупил: **«пред Ним припадут вси низходящии в землю»**, потому что, по воскресении из мертвых, одни добровольно, а другие невольно; одни из любви, а другие из страха, воздадут Богу сие поклонение, по оному апостольскому слову: Ему //«поклонится всяко колено небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»// ([[new:fil:02:10|Флп. 2:10–11]]). **«И душа Моя Тому живет». «И семя Мое поработает Ему».** А семя Владыки Христа – возрожденные банею пакибытия и приявшие дарование сыноположения. Потому сказал, что Его //«душа Тому живет»//, а не работает, семя же Его работает, потому что восприятое естество соединено с восприявшим Божеством и соделалось причастно той же славы и чести. **«Возвестит Господеви род грядущий:». «И возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь».** Не этот разумею род, говорит Пророк, при котором предвозвещаю сие я, Давид. Но говорю о роде грядущем, о народе родиться имущем, который составил Сам Господь всяческих. Итак все сие предвозвестил Пророк; а я плачу о непонятливости Иудеев, о том, что, непрестанно читая словеса Божия, не усматривают сияющей в них истины, но утверждают, что псалом изречен о Давиде, хотя слышат, как сам он взывает: **«возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. И ядоша, и поклонишася Ему вси тучнии земли».** Ибо видим, что ничего подобнаго не совершилось при Давиде и при ком либо из потомков Давидовых. Единый же есть Владыка Христос, от Давида по плоти вочеловечившийся Бог-Слово, и от Давида приявший рабий зрак; потому что всю землю и море исполнил Боговедения, и издревле преданных заблуждению, приносящих поклонение идолам, убедил вместо не сущих богов поклоняться Богу истинному. Но, оставив разглагольствие с Иудеями, приступим к предлежащим подвигам, к изъяснению прочих псалмов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю: и душа моя Тому живет** **Ядоша и поклонишася вcu тучнии земли** Тучными называет богатых, обогатившихся благочестием и добродетелью, которые прежде были этим бедны, как мы сказали прежде: ели, говорит, они и утучнились духовными благами. **Пред Ним припадут вcu нисходящии в землю** Падут, говорит, и поклонятся Христу люди умершие и обращающееся в землю; поелику после всеобщего воскресения, по словам Апостола, всякое колено поклонится Отцу ([[new:rim:14:11|Рим. 14,11]]), и одни из них покорятся добровольно и с любовью, а другие невольно и по страху, как то, по //Феодориту//, неверные и демоны. **И душа моя тому живет** Бог, говорит, оживотворил душу мою и не попустил ей умереть во грехе. Это можно разуметь в отношении к Отцу и Сыну. Иначе, душа моя, говорит, живет Богу, поелику делает угодное Ему, как напротив умерла для демона, поколику сделалась непреклонною к демонским внушениям. Некто толкует: Жизнь Христова, которую Он провел с плотию на земле, была святая и неукоризненная, так что она священна Богу и Отцу, ибо Он один не сотворил греха... Это сказал по смотрению, чтоб и мы, последуя стопам Его и ведя жизнь беспорочную, могли с дерзновением в молитвах говорить: душа моя живет Ему по сказанному: уже не я живу, но живет во мне Христос (у //Никиты//). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред ним припадут вси низходящии в землю: и душа моя тому живет.** Понеже выше сказал: //ядят убозии, и насытятся// ([[old:ps:021:27|Пс. 21:27]]): то, дабы кто не возмнил, что одни токмо нищие и подлые обратятся ко Господу, сего ради присовокупляет, что и тучные земли, – то есть, люди богатые и сильные, каковы суть цари и владыки, князи и вельможи, – ясти будут от трапезы Господни, и прославят общаго всех Владыку, егоже царствию покаряются вси языки. Кратко рещи, трапеза оная будет общая всем, как богатым, так и убогим, дабы первые, низложа свою гордость, смирилися пред Богом, а другие, яко уничиженные, вознеслися духом к Богу, всех благ подателю, по оному Апостола Иакова учению: //да хвалится брат смиренный в высоте своей: богатый же во смирении своем// ([[new:iak:01:09|Иак. 1:9]]–[[new:iak:01:10|10]]). Не токмо же богатых и убогих, но и //всех низходящих в землю//, то есть, всех смертных вообще, и даже самых презреннейших и вменяемых за уметы в мире, призывает Давид, дабы смело приступали к священному пиршеству Божию. Следующия за сим слова: //и душа моя Тому живет//, в Еврейском тексте читаются так: //и иже душу свою живу соблюсти не могут//, которыми словами означает Давид, что и самые те, которые по-видимому превратились в персть, и в которых не осталось никакой надежды к жизни, будут участвовать вместе с Ним в той же трапезе. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю: и душа моя Тому живет** **Ядоша и поклонишася еси тучнии земли: пред ним припадут еси низходящии в землю:** то есть и живые, и мертвые будут поклоняться Ему; и живыми, и мертвыми обладает. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред ним припадут вси низходящии в землю: и душа моя тому живет** См. Толкование на [[old:ps:021:28#lopuxin_ap|Пс. 21:28]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 30–31 **Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю: и душа моя Тому живет. И семя мое поработает Ему: возвестит Господеви род грядущий** Выражение **ядоша и поклонишася** по переводу с греческого поставлено в прошедшем времени, вместо будущего, и означает по переводу с еврейского и согласно контексту: «будут есть и поклоняться все тучные земли», т.е. богатые и славные, уверовавшие в Господа и обогатившиеся благочестием и добродетелью будут вкушать и насытятся благ от Божественной трапезы, которую уготовал Бог верующим в Него. **Вси низходящии в землю припадут**, говорит, и поклонятся пред Ним все умершие и обращающиеся в землю, т.е. все люди, как существа смертные, сходящие во гроб, в могилу, т.к., по словам апостола, «//о имени Иисусове//» Богу Отцу «//поклонится всякое колено небесных и земных и преисподних//» [[new:fil:02:10|(Флп. 2:10]]; [[new:rim:14:11|Рим. 14:11)]], и одни из них припадут и поклонятся добровольно и с любовью, а другие – невольно и по страху, как неверные и демоны. **И душа моя Тому живет**, т.е. душа моя, просвещенная верою и оживотворенная благодатью, живет для Бога, Ему повинуется, и напротив, умерла для демона, так как сделалась непреклонною к демонским внушениям. **И семя мое поработает Ему**. Это Христос говорит, что семя Его поработает, т.е. будет служить Богу. Семя, или потомство, – дети Его, т.е. все те люди, которые приняли Его верою и которым дано право – «//чадом Божиим быти, иже не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога родишася//» [[new:in:01:12|(Ин. 1:12-13)]], т.е. все христиане, возрожденные благодатью Святого Духа в купели святого крещения. **Возвестит Господеви род грядущий**, – по-русски с греческого перевод читается так «знаемый будет Господу род грядущий», т.е. будет известен Богу весь тот род людей, который будет принадлежать к Церкви Христовой, о котором Христос **возвестит Господеви**, или, что то же, сделает его известным и любезным Богу. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]