[<10>] ====== Толкования на Пс. 22:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит** **Псалом Давиду** //Содержание:// Предложенный псалом воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что пасет их Господь, и описывают также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их. **Господь пасет мя**. Величаются о Господе пасомые Им. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Псалом Давида. Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться** Будем иметь страх Божий, будем непорочны пред очами Господа — вот все, что нужно для человека! - Отложим заботу обо всем прочем! Господь бодрствует над нами. Его Провидение печется о наших нуждах, неожиданно подает нам помощь, избавляет нас от опасностей, поддерживает наше стремление к добру, облегчает бремя бедствий, неразлучных с жизнью, услаждает наши горести, утешает нас в унынии, исполняет нас святыми надеждами!... Его Божественная рука да направляет наши стопы; будем повиноваться Его велениям, тогда, с чувством живой благодарности, воскликнем вместе с царственным пророком: «**Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя**». [[old:ps:022:02|(Пс. 22:2)]]. ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== Ст. 1-2 **Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя** Сам Господь, как Пастырь, пасет нас, и ничего не лишил, что потребно к нашему спасению. Безсловесных овец обыкновенно пасут при воде, на местах //обильных// для питания травами. И Господь пасет словесных овец Своих – вообще православных христиан в оградах единой, святой, соборной Своей Церкви, а монашествующих в оградах монастырских, и обильно питает всех нас учением Божественных словес. Под **водою покойною** должно разуметь воду Св. Крещения, которою мы, будучи крещаемы в младенчестве, омываемся от прародительскаго греха, а если крестятся взрослые, то им прощаются и собственные их грехи. **//Из писем.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== В конец, псалом Давиду. **Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит** И в сем псалме заключается та же мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк сказав в предыдущем псалме: //«ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его»// [[old:ps:021:27|(Пс.21:27)]]; еще: //«ядоша и поклонишася вси тучнии земли»// [[old:ps:021:30|(Пс.21:30)]], указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: //«Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя»// [[new:in:10:14|(Ин.10:14)]]. Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля ([[old:iez:34:13|Иез.34:13]] и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают: **«Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит»**, потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит** Господь есть Пастырь, как сам Он о Себе говорит в Евангелии: //Я пастырь добрый// [[new:in:10:14|(Иoaн. 10,14)]]. Ибо Он нашел язычников блуждавшими, как овцы, на местах гибельных и привел их в спасительные ограды Церкви, где и пасет и питает их. Почему каждый из сих язычников, повествуя о благодеяниях Его, благодарит за сие Господа сими словами: **Господь пасет меня**; итак у меня не будет недостатка ни в чем необходимом и полезном для питания и спасения моего. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит** Псалом этот написан Давидом, вероятно, в позднейшие годы его жизни, так как он предполагает уже многие опыты отеческой благодатной помощи Божией и дышит совершенно спокойным настроением. Первоначально он имел целью прославить пастырское попечение Божие, оказанное Давиду во время его многотревожной жизни, и изобразить наполнявшее душу псалмопевца безусловное, детское доверие ко Господу, явившееся результатом многих опытов помощи и милости Божией; но без сомнения скоро же и все общество Израиля усвоило себе этот псалом и употребляло его в более духовном смысле при богослужении, так как оно привыкло представлять себе Господа своим Пастырем, а себя Его стадом (ср. [[old:ps:027:09|Пс. 27:9;]] [[old:ps:077:52|77:52;]] [[old:ps:079:02| 79:2;]] [[old:ps:094:07|94:7.]] [[old:mih:07:14|Мих. 7:14.]] [[old:is:40:11|Ис. 40:11;]] [[old:is:63:09|63:9)]]. В ст. 1-м содержится тема всего псалма: «Господь пасет меня, и ничего не лишит меня», и затем следует развитие ее, и с начала первой половины: «Господь пасет меня», изображением пастырской деятельности и пастырского попечения Божия, и говорится, что Бог заботится о выборе хорошего пастбища и водопоя для своих овец, водит их хорошею дорогою, защищает в величайших опасностях, так что они могут быть совершенно спокойны и безопасны под Его пастырским жезлом. – Далее развивается другая половина темы: «и ничего не лишит меня», изображением того, как Бог питает и кормит своих верующих. Под Его милостию и покровительством, избранные Его, к досаде супротивников, имеют обилие всего и притом на всю их жизнь. Спаситель в одной из своих притчей называет Себя добрым Пастырем, а верующих – Своими овцами [[new:in:10:01|(Ин. 10:1]] и д. ср. [[new:1pet:02:25|1 Пет. 2:25;]] [[new:1pet:05:04|5:4)]]; Он явил Себя добрым пастырем, положивши за них Свою жизнь, проливши Свою кровь [[new:evr:13:20|(Евр. 13:20;]] //Великий Пастырь Кровию//). Злачное место – пастбище – Спаситель приготовил нам в Своей Церкви, где подает в пищу Свое Пречистое Тело. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит** Псалом мог быть написан по одному поводу с [[old:ps:004:start|Пс IV]], т. е. во время бегства от Авессалома из Иерусалима, когда Сови, Махиром и Верзеллием ввиду войск Авессалома было принесено пропитание для Давида и его спутников (см. [[old:ps:022:05|5]] ст. ср. IV Пс [[old:ps:004:08|8]] ст.) Есть здесь косвенный намек, что Давид чувствует некоторую вину пред Господом (см. [[old:ps:022:03|3]] ст.). А мы указывали, что в большинстве псалмов происхождения из времени гонений Авессалома или прямо, или косвенно выражается Давидом сознание своей виновности пред Богом. //Господь мой пастырь, покоящий меня и оберегающий даже в долине смертной// "**Господь - пастырь мой**" - основная мысль псалма, подробно раскрытая во всем его содержании. Как пастырь, Господь охраняет и питает Давида. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит** Ни надписание (обычное многим другим псалмам: **Псалом Давиду**), ни содержание сего псалма не дают ясного указания на время и случай его написания. Отцы Церкви (как, например, Афанасий Александрийский [3, с. 981) думают, что псалом этот составлен пророком Давидом как благодарственная песнь от лица язычников, имеющих обратиться ко Христу. Последние сознавая и чувствуя себя во всем удовлетворенными и со всех сторон обеспеченными, выражают свои чувства следующими словами: **Господь пасет мя и ничтоже мя лишит** То есть Сам Господь Пастырь мой: Он пасет меня и ничего не лишит меня, под Его водительством и пастырством я ни в чем нуждаться не буду, не лишит ни вещественных благ, ни духовных. При этом само собою предполагается и является в мыслях другое, противоположное состояние – лишения, скудости, духовной бедности в отчуждении от Бога, без веры в Него, в каковом состоянии пребывают все неверующие, все язычники, забывшие Бога. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]