[<10>] ====== Толкования на Пс. 22:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего** **Душу мою обрати.** К Себе возвратив душу мою из диавольского плена, путеводствовал к заповедям Своим, — от смерти в жизнь. Как издавна презиравши собственную свою душу, и восстановленный в силах своих упомянутою пищею, и возвращающийся от смерти, говорит: **душу мою обрати на стези правды,** т. е. к евангельским догматам. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Душу мою обрати, настави мя на стези правды имене ради Своего** С пути неправды, лжи, порока и греха обращает нас Господь Евангельскими //заповедями// на путь добродетели, правды и истины //Имене ради Своего,// т.е. делает все это не ради человеческих заслуг и дел, но по единому Своему благоволению, чтобы мы прославляли всесвятое Имя Его. **//Из писем.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего** **«Душу мою обрати, настави мя на стези правды».** Сообщил мне, говорит Пророк, блага сии, прежде всего освободив от заблуждения и приуготовив к тому, чтобы ходить мне путем правым. **«Ради имене Своего».** Все же это – дары Его щедроты, потому что пользуемся сим не по добродетели своей. Поэтому, имея такого Помощника и Поборника не убоюсь даже самых врат смерти, но с пренебрежением встречу всякую смерть. Ибо сие присовокупил Пророк: ===== Евфимий Зигабен ===== **Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего** **Душу мою обрати** Господь, говорит, обратил душу мою от прелести идолов к истинному богопознанию и вере. **Настави мя на стези правды** Правдою здесь называет каждый язычник всеобщую праведность, содержащую все добродетели, а стезями правды добродетели порознь, так как они ведут ходящих по ним к правде всецелой. Ибо Господь, вочеловечившись и открыв стези, или дороги добродетелей, сам первый прошел по ним, а потом и делом и словом наставил и нас на оные. А некто называет стезями спасительные Евангельские заповеди (у //Никиты//). **Имене ради своего** Потому, говорит, Христос оказал мне сии благодеяния, что я называюсь по имени Его христианином. Или Он наставил меня на добродетель, чтобы имя Его не злословилось между язычниками моими злыми делами и пороками. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради своего.** //На воде покойне воспита мя. Душу мою обрати,// Касается втораго и третияго блага, необходимо нужнаго для овец. //На воде покойне воспита мя//: то есть, не токмо на месте изобилующем злаками поселил меня, но и на месте сущем близ вод здравых, и тако воспитал и накормил меня наилучшею пажитию, насажденною при источниках вод, дабы мог я прохладиться от жара и жажды. Вода покойная есть духовная благодать Божия, погашающая вредныя похоти овец словесных, о ней же Господь во Евангелии глаголет: //иже пиет от воды, юже Аз дам, не вжаждется во веки// ([[new:in:04:14|Ин. 4:14]]). Ибо ничто так не укрощает плотских вожделений, как вкушение благодати духовныя; по вкушении бо духа престает весь мятеж плоти. //Душу мою обрати//: сие есть третие благо, необходимо нужное для овец словесных, сиречь обращение к Богу: ибо не может человек одними силами своими обратиться к Богу, так как напротив может одними силами своими отвратиться от него. Глаголет убо: //душу мою обрати//, то есть, пастырь добрый заблудшаго меня взыскал и обратил: ибо душа полагается здесь за целаго человека. Сие благодеяние Божие есть превеликое, и свойственное избранным, которым не попускает Бог заблуждать присно. //Настави мя на стези правды, имене ради своего.// Здесь упоминает о четвертом благе, глаголя, что Бог наставил его на стези правды, то есть, устроил, дабы ходил он путем заповедей Его, и праведно жил. Сие же творит Бог, ово удаляя случаи ко греху, ово уменьшая силы искусителя, ово приумножая любовь, ово услаждая правду, ово просвещая душу, ово воспламеняя усердие, ово ободряя награждениями, ово устрашая наказаниями, и иными безчисленными образы, которые ежели бы примечали мы, то во все минуты жизни не преставали бы благодарить толико благаго Пастыря, наипаче когда сие творит не ради заслуг наших предшествующих, но ради имене Своего, то есть, да покажет богатство милости Своея, //в похвалу славы Своея//, якоже глаголет Апостол в послании к Ефесеям ([[new:ef:01:06|Еф. 1:6]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради своего** //"Подкрепляет душу"// - своим попечением о Давиде Господь подкрепляет его, "душу мою" - гебраизм - "меня". - //"Направляет меня на стези правды"// - разными фактами из жизни или откровениями своей воли через пророков указывает, в случае уклонений, истинный путь жизни. Так, напр., было после преступления с Вирсавией, которое обличил пророк Нафан. - //"Ради имени Своего"// - выражение, часто повторяемое в псалмах и вообще в Библии. Оно означает, что Господь, Который свят и не имеет в себе никакого недостатка, требует и от своих рабов - людей нравственной чистоты, почему и "направляет на стези правды", чтобы человек, как раб и сын Бога, своим недостоинством не унижал своего Господина и Отца Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего** Обращение грешника от заблуждения пути его, с пути неправды, порока и греха вполне зависит от Бога и совершается единственно по благодати Божией. Сам собою человек, оставленный своим естественным силам, не только не обращается к Богу, а напротив, более и более удаляется от Него. Господь же, как Добрый Пастырь, //не хотяй смерти грешника//, но желающий его обращения и спасения [[old:iez:33:11|(Иез. 33:11)]], не попускает избранным Своим заблуждать присно, но обращает их и наставляет на стези правды, то есть устрояет так, что грешник оставляет путь неправды и беззакония, вступает на путь истины, путь заповедей Божиих и при помощи благодати Божией проводит праведную жизнь. И совершает Господь такое обращение человека различными способами, то – удаляя от него случаи ко греху, то – не допуская до него или умаляя силу направленных на него стрел со стороны искусителя, то усиливая в нем любовь к добру и воспламеняя ревность и стремление к добродетели, то – услаждая правдою и просвещая душу его высокими примерами святости и добра, то – устрашая наказаниями, то – ободряя наградами и будущими воздаяниями, и разными другими бесчисленными образами, за которые, если бы мы всегда обращали на них свое внимание, мы никогда не переставали бы благодарить Его как всещедрого нашего Благодетеля. И творит все это Господь не ради иного чего, а только – **имене ради Своего**, или, как говорит апостол, «//да покажет богатство благодати Его, в похвалу славы благодати Своея//» [[new:ef:01:06|(Еф. 1:6–7)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]