[<10>] ====== Толкования на Пс. 22:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста** **Аще и пойду посреде сени смертныя.** Как бы обращает речь к Отцу. Самого же Христа называет жезлом силы, жезлом славным, жезлом величия. Как вразумляет жезл, так деятельная жизнь учит умерять страсти. **Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.** Разумеет самого Христа, а также и сказанное: //жезл силы послет ти Господь от Сиона// [[old:ps:109:03|(Пс. 109,3)]], и //жезл крепости и жезл славен// [[old:ier:48:17|(Иер. 48,17)]]. **Жезл** — сила вразумляющая, а **палица** — помощь, оказываемая в утешении. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста** **Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.** Сие, думаю, значит вот что: поскольку, вознерадев, поползнулся я в грех, то жезлом обучил Ты меня трезвенности. Поскольку же, наказуемый, впал я в малодушие, то подкрепил Ты меня поддерживающею палицею. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста** **Сень смертная** есть человеческая жизнь. И тот, кто с Богом и с кем Бог, может смело сказать **аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси**. **Жезл** означает, говорят, суд Божий, а **палица** – Промысл. Кто приял познание о сем, тот может говорить: **жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста**. //**Главы о любви.**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя та мя утешиста** Жезл означает Крест Христов, а палица – призывание Имени Христова с знамением крестным. Если христианин, по силе заботящийся об исполнении заповедей Христовых, с верою и упованием всегда ограждает себя молитвою Иисусовою и крестным знамением, то безбоязненно и безопасно проходит не только бедственные опасные случаи в сей жизни, но по смерти и самыя мытарства, как пишет о сем пр. Иоанн Карпафийский: //ратуя и поношая, с дерзостию находит враг на душу, изшедшую от тела, клеветник быв горек же и страшен о согрешенных. Но возможно есть видети тогда боголюбивую и вернейшую душу, аще и множицею уязвлена бысть грехами, неужасающуюся онаго стремлений же и прещений; но паче укрепляему о Господе, и воскриляему радостию, и дерзотвориму наставляющими ее Св. Ангелами, и остеняему светом веры, и противоглаголющу со многим дерзновением лукавому диаволу: что тебе до нас, чуждый Бога? Что тебе до нас, бежателю небесных и рабе лукавый? Не имаши ты власти над нами: Христос бо Сын Божий над нами же и над всеми власть имать: Тому согрешихом, Тому и ответствовати будем, обручение имуще еже к нам милосердия и спасения, Крест Сего честный. Ты бежи далече от нас губителю, ничтоже тебе и рабом Христовым// (Добротолюб., ч. 4, гл. 25). Св. Отцы под палицею разумеют также псалмопение и всякую другую молитву. **//Из писем.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста** **«Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси».** Присоединяет же к сему и другое: **«Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста».** Ибо жезлом подкрепляет мою немощь, а палицею руководит на правый путь. Посему не погрешает, кто именует так спасительный крест; потому что печатию и воспоминанием онаго освобождаемся от враждебных демонов, и руководимся на истинную стезю. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста** **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною ecи** Смертная тень есть настоящий мир. Ибо как смерть разлучает душу от тела, так и настоящий мир отлучает миролюбца от Бога. Если кто не с Богом, то без сомнения, и наоборот, с тем не пребывает и Бог. Или смертная тень есть скорбь, причиняемая опасностью смерти. Она уподобляется смерти по причине производимой ею горькой печали. Множество же зол суть искушения и несчастия. Господь однако ж находится со всеми истинными христианами, как и дал обещание сими словами: и се Я с вами во вся дни до скончания века ([[new:mf:28:20|Мф. 28,20]]). //Григорий Нисский// изъясняет сии слова так: Поелику мы крещаемся в смерть Христову, то посему тенью и подобием смерти может быть названо крещение, которого посему не должно бояться. Можно, впрочем, назвать тенью смерти и естественную и общую смерть для различения от произвольной смерти, то есть, душевной, которая уже не тень смерти, но истинная смерть (у //Никиты//). **Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста** Жезлом называется исправительный суд Божий; а посохом, по божественному //Максиму//, благодетельный промысл Его: оба они побуждают людей ко спасению. Или жезл есть наказание грешников; а посох, подкрепление малодушных. Итак, каждый христианин говорит: Ты, Господи, наказываешь и грешника и подкрепляешь изнемогающего от печали; и тем и другим способом доставляешь пользу. Слова изъясняемого текста можно для уравнения переставить так: Меня утешили жезл Твой и посох Твой; а сказал, утешили, вместо вразумили: поелику кто вразумляет, тот и утешает, наводя людей на полезное. Некоторые, как то //Феодорит// и //Максим//, под жезлом и посохом, разумели крест, который был составлен из двух бревен, из которых одно прямо стоящее, есть как бы посох, при пособии которого мы, падшие в заблуждение, исправились, а поперечное бревно есть как бы жезл, которым Христос поразил и низложил демонов; так как бьющие кого либо, когда бьют, поднимают палку на искос. Притом прежде сказал о жезле, а потом о посохе, потому что Христос во-первых ниц поверг диавола, крестом, а потом тем же крестом избавил нас от его владычества. Почему мысль в сих словах есть следующая: крест Твой, Господи, подвинул нас к благочестию и добродетели. //Григорий Богослов// говорит: Я знаю жезл один способный к поддержанию, а другой пастырский, обращающий словесных овец. //Максим//: Ты можешь еще разуметь под жезлом угрозу Божию, а под посохом обетование лучших благ. Итак нас утешают и приводят к должности и угрозы наказанием и обещания благ. Ибо как некоторым жезлом мы устраняемся от зла памятованием вечных наказаний; а утешением будущими благами мы посредством надежды, как посоха, подкрепляемся в добродетели. И //Божеств.Исидор//: Жезлом назвал поразительное слово, а посохом утешительное. А некоторые под жезлом разумели Христа, а под посохом Святаго Духа. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста.** Сие есть пятое благо, а именно, защищение от волков, и от других хищных зверей. Аще бо, глаголет, //и пойду посреде сени смертныя//, или, как в Еврейском тексте изображено, //сквозе юдоли мрака смертнаго//, то есть, чрез места мрачныя, и исполненныя всяких опасностей от зверей, разбойников и стремнин, //не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Аще бо Бог по нас, кто на ны?// ([[new:rim:08:31|Рим. 8:31]]). В самом деле, какая безопасность родится в сердце человека, любящаго Бога, когда помыслит, что с ним находится Тот, Которому ничто противиться не может? В книгах пророческих весьма часто упоминается //о сени смертней//, которая собственно означает густую тьму, каковою сопровождается смерть, лишающая людей всякаго света. Ибо и о слепых говорим, что они находятся во тьме, поелику ничего не видят: кольми паче мертвые могут назваться таковыми, когда ничего не видят и не чувствуют. Отсюду и стихотворцы называют души умерших тенями, то есть, существами темными; отсюду и Священное Писание везде соединяет сень смертную со тьмою, дабы изъяснить одно чрез другое, яко-то у Иова ([[old:iov:03:05|Иов. 3:5]]): //да приимет ю тьма, и сень смертная//. И там же ([[old:iov:10:21|Иов. 10:21]]–[[old:iov:10:22|22]]): //прежде даже отиду в землю темну и мрачну, в землю тьмы вечныя, идеже несть света.// И у Исаии ([[old:is:09:02|Ис. 9:2]]): //людие ходящии во тьме, видеша свет велий: //живущии во стране и сени смертней//, свет возсияет на вы.// Где за одно и то же берется: //ходящии во тьме, и живущии во стране и сени смертней.// А понеже места темныя многим опасностям подвержены, и мы обыкновенно не без великаго страха проходим их, для того Пророк в сем месте глаголет: //аще и пойду посреде сени смертныя//, то есть, посреде великия темноты, где многия отвсюду предстоят опасности, //не убоюся зла, яко Ты со мною еси.// //Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста.// Здесь изъясняется шестое благо, а именно, подкрепление утружденнаго или ослабевшаго человека. Ибо Пророк, оставя уже подобие овец, собственно глаголет о людях: понеже овцы слабыя не палицею и жезлом подкрепляются, но пастыри возлагают их на рамена и относят во свое место. Впрочем, можно было бы слова сии отнести к отеческому наказанию, как толкует Августин; но приличнее относятся они к подкреплению, как толкует блаженный Феодорит и Евфимий. Разве, может быть, угодно кому жезл отнести к наказанию, а палицу к подкреплению. Ибо Бог, когда видит избранных Своих на пути ослабевающих и не так скоро идущих, как должно, обоя употребляет обыкновенно, то есть, и слово запретительное и утешительное, дабы одним возбудить, а другим подкрепить. Но и то и другое напоследок утешение приносит, поелику душа веселится, когда видит, что о успехе ея печется Бог. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста** //"Долина смертной тени"// - долина, полная опасностей для жизни от возможных нападений врагов. Это та долина, где он находился в данное время, полная опасностей от близости врагов. Давид верит, что Господь спасет его от смертных опасностей. - //"Жезл и Твой посох"// - орудия, которыми пастухи защищают свои стада от хищных зверей. Господь оберегает меня своей силой, как пастух овец посохом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста** **Сень** собственно значит «тень», но **сень смертная** означает глубину глубокие и опасные места. Путешествуя по Палестине, нередко можно встретить такие страшно глубокие места, в ущельях и пропастях, между высокими горами и утесистыми скалами, из которых, если сорвется в них человек, не выйдет живым или целым. А потому пророк Давид, которому больше, чем кому-либо известны были такие места, нередко в своих псалмах [[old:ps:087:07|(Пс. 87:7]]; [[old:ps:070:20|Пс. 70:20)]] и упоминает о них, когда желает выразить смертную опасность. Таким образом, и здесь выражением: **аще пойду посреде сени смертныя** – он указывает на места мрачные, исполненные всяких опасностей от зверей, разбойников и стремнин. Но человек верующий, состоящий под водительством Божиим, не страшится и таких опасностей. Чувствуя всегда над собою и при себе присутствие силы Божией, он сохраняет уверенность, что эта всемогущая сила сохранит его от всяких опасностей и бед. «//Аще Бог по нас, кто на ны//» [[new:rim:08:31|(Рим. 8:31)]]; **аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси**. Пастырю свойственны **жезл и палица** как необходимые принадлежности и орудия при исполнении его пастырских обязанностей. А потому всякий, кто чувствует над собою бодрственный и попечительный Промысл доброго пастыря Христа, пребывает спокойным и утешенным, в той уверенности, что **жезл и палица** сего Пастыря составляют надежнейшее средство для защиты его от всех врагов: **жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста**. По изъяснению отцов Церкви, **жезл и палица** предызображают здесь Крест Христов, который служит для верующих лучшим спасительнейшим средством для защиты от всех врагов их, видимых и невидимых [6, с. 105]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]