[<10>] ====== Толкования на Пс. 22:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна** **Уготовал еси предо мною трапезу.** Разумеет трапезу таинственную. **Умастил еси елеом главу мою.** И этим означается таинственное помазание. **И чаша Твоя упоявающи мя.** Опять разумеет таинственное веселие. **И милость Твоя поженет мя вся дни.** Ибо причастившиеся всего сказанного выше всегда будут в милости Божией, и даже вселятся в дом Господень. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна** Слова его означают сие: прежде Твоего пришествия, трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную [[old:mal:01:07|(Мал. 1, 7)]], исполненную диавольской силы: но по Твоем пришествии, о Владыко! **«уготовал еси предо мною трапезу»**. Когда человек говорит Богу; **«уготовал еси предо мною трапезу»**, что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал **«сопротив»**, то есть из противного противную, и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо оная общение имела с демонами, а сия – общение с Богом. //«Умастил еси елеем главу мою»// [[old:ps:022:03|(Пс. 22, 3)]]. Елеем умастил твою главу на челе, чрез печать, которую ты имеешь от Бога: дабы ты был //«образ печати, Святыня Господня»// [[old:ish:28:36|(Исх. 28, 36)]]. **«И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна»**. Видишь ли, что здесь говорится о той чаше, которую взял Иисус в руки, благодарил, и сказал: //«сия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов»// [[new:mf:26:28|(Мф. 26, 28)]]. **//Поучения тайноводственные. Поучение 4.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна** Таково действие святых тайн: они, действуя на нас, вместе действуют на невидимых и неусыпных врагов наших, на демонов, ограждая от них свой сосуд — человека, достойно вмещающего их в себя. Пища, по наружности вещественная, приемлемая устами, действует против духов, оковывает их как бы цепями! Трапеза, на которой, по наружности, представлены хлеб и вино, борется с духами, попирает их! **Уготовал ecи предо мною трапезу**, -воскликнул в восторге к Богу пророк, указывая издали на жертвенник христианский, - //уготовал ecu трапезу сопротив стужающим мне//! **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне… и чаша упоявающи мя яко державна** **Уготовал еси предо мною трапезу**, и проч. **Трапеза** здесь означает деятельную добродетель: ибо она Иисус Христом **уготована противу стужающих нам**; **Елей**, умащающий ум означает созерцание тварей, **чаша** Божия – познание Бога; **милость** Его есть Его Слово и Бог: ибо Он вочеловечением Своим женет в след нас вся дни, доколе не постигнет всех спасаемых, как Павла. Дом означает царствие, в которое вселятся все Святые; **долгота же дней** – жизнь вечную. //**Главы о любви.**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Уготовал еси предо мною трапезу, сопротив стужающим мне… и чаша упоявающи мя яко державна** Слова сии прямо указывают на Таинство Св. Причащения. Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых – с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими нас. **Умастил еси елеом главу мою** Под елеем должно разуметь Таинство Миропомазания и Таинство Елеосвящения, а под главою ум наш, который в начале получает духовное утверждение чрез Таинство Миропомазания. **//Из писем.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна** Сие явственно для сподобившихся тайноводства, и не требует никакого изъяснения. Ибо знают они, и духовный елей, которым умастили главу, и укрепляющее, а не разслабляющее, упоение, и таинственную снедь, какую предлагает нам сверх пастырства своего соделавшийся и Женихом. Сими благами, говорит Пророк, преисполнил Ты меня, между тем как неприязненные мне печалятся и безпокоются о том, что с бывшим прежде у них в рабстве произошла такая перемена. ===== Евфимий Зигабен ===== **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна** **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне** (оскорбляющих меня). Не только, говорит, Ты, Господи, благодетельствовал мне, как я прежде сказал, но и даровал мне духовную пищу, которая разумеется здесь под //трапезою// и притом сию пищу, или трапезу Ты приготовил пред глазами врагов моих, чтобы они видя ее огорчались и скорбели. Или это «сопротив» означает вопреки желанию врагов моих: они стараются всегда меня оскорблять, а Ты, Господи, напротив того, стараешься меня радовать Твоею трапезою. Или //трапезою// называет наслаждение будущими благами, которые приготовил Бог любящим Его. Или разумеет святую таинственную трапезу, на которой обретается тайная вечеря. Или под трапезою согласно с божествен. //Максимом// можно разуметь деятельную добродетель; а под //елеем,// умащающим главу, созерцание существенностей в словах; а под //чашею//— познание Бога; ибо, напитавшись деятельности, мы успеваем и в созерцании тварей; а потом удостаиваемся и познания Бога. А елей есть сам милосердный Сын и Бог, который чрез воплощение свое всегда следит за теми, которые могут спастись, доколе не уловит их. Под домом же разумеется царство Божие, в которое приводятся все святые, а под долготою дней—вечная жизнь. //Бож. Кирилл//: Богодухновенное писание, cия божественная и священная трапеза противоположна оной тлетворной и не питательной пище оскорбителей наших, как богатая, многоценная, вкусная, т. е. имеющая великое разнообразие и предложение яств. Ибо на ней находятся вкушения премногие спасительные и доставляющие истинно добрую жизнь. Быть может о сем то—и говорят верующие: Ты приготовил нам духовную трапезу, дабы мы, вкушая ее и укрепляясь ею, могли когда либо пойти против оскорбителей наших. Притом и таинственная трапеза—плоть Господа делает нас сильными против страстей и демонов. Ибо сатана страшится причащающихся таин с благоговением. **Умастил eси елеем главу мою** Под //елеем// здесь разумеется дар Святаго Духа, а под //главою//, как содержащею ум, как содержимый, поелику дарование Святаго Духа просветляет ум. Или елеем называет помазание святым елеем, которым помазываются имеющие креститься. Еще елеем называет и святое миро, в котором большую часть составляет елей, а говоря о главе, он под сею частью разумеет целого человека. **И чаша Твоя упоявающи мя яко державна** (самая крепкая) //Чашею// называет здесь питие словесное—евангельское учение, которое веселит и упоевает ум и сердце, потому что производит в пиющем отступление от прежнего земного образа мыслей и укрепляет к победе над врагами— демонами. Или чашею называет бескровную жертву, содержащую животочную кровь Господа. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша твоя упоявающи мя, яко державна.** Сие есть седьмое благо, состоящее в том, что Бог избранных Своих, сущих в скорбех, которых в жизни сей избежать не можем, чудным образом утешает. Почему разум слов сих не тот, аки бы Бог избранным Своим уготовал трапезу, вино и елей вместо оружий, которыми бы могли они воевать противу врагов: но сила слов есть та, что Бог великим прискорбиям великия противополагает утешения. И как от врагов наносятся огорчения, так от Бога приносятся утехи, которыя описывает здесь человеческим обычаем, чрез подобие пиршества, на котором представлена трапеза, исполненная наилучшими явствами, предложено драгоценное миро, которым окропляется глава, не недостает и хорошаго вина, ко упоению или развеселению пиршествующих. Ибо древние имели обычай при великих пиршествах употреблять, между прочим, и драгоценныя масти, что сохранила и святая Мария Магдалина в разсуждении Господа, как читаем у Евангелиста Матфеа ([[new:mf:26:07|Мф. 26:7]]), Подобное сему изречение находится во [[old:ps:093:19|Пс. 93:19]]: //по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою//. И у Апостола, во втором послании к Коринф. ([[new:2kor:07:04|2Кор. 7:4]]): //исполнихся утехи, преизбыточествую радостию о всякой печали нашей.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша твоя упоявающи мя, яко державна** //Он пред врагами приготовил мне трапезу, оказал милость, которая да охраняет меня во все дни моей жизни// //"Умастил елеем голову"//, благодаря посланной помощи я испытываю радостное настроение, внешним знаком чего на Востоке являлось умащение елеем головы. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна** В этом стихе псалмопевец указывает новые милости и щедроты, изливаемые от Господа на всех верных рабов Его. А образ речи взят от древнего обычая устраивать для друзей или для гостей богатую трапезу, намащать главы их елеем, или миром, и угощать из чаши, наполненной лучшим вином. Так и здесь, в речи псалмопевца, Господь Бог уготовил богатую трапезу для пасомых Своих, **сопротив стужающым**, т.е. в виду тех, которые притесняют, преследуют овец Христовых, или верных последователей Христа. Святые отцы, в духовном знаменовании, под **трапезою** разумеют таинственную снедь, преподаваемую в Христовой Церкви, т.е. святейшую Евхаристию Тела Господня, равно и под чашею – Евхаристическую чашу Крови Христовой. Под **умащением главы** разумеют точно так же таинственное помазание святым миром главы и всего существа человека [6, с. 105:3, с. 99]. К слову **чаша** прибавлено: **яко державна**, т.е. чаша преисполненная, наилучшая. **Упоявающи мя**, т.е. чаша, напояющая меня. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]