[<10>] ====== Толкования на Пс. 23:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду, единыя от суббот. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней** **В конец, псалом Давиду, единыя от суббот. **//Содержание:// Настоящий псалом проповедует о вознесении Господнем, о преподаянии учения язычникам, и о том, как они соделаются достойными небесных селений. **Господня земля и исполнение ея.** В настоящих словах проповедуется царство, какое восприяло над язычниками пришедшее единородное Божие Слово. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней** Как единый Богозданный дом, земля вся принадлежит Господу со всем, что находится в этом доме. Какой чудный этот дом! Вместо различной мертвой мебели, какая видна в домах человеческих, рукотворенных, в нем все оживотворено и движется: люди, животные, рыбы в водах, птицы в воздухе, насекомые постоянно снуют; все, как бы слившись в один веселый хор, весело празднует торжество своего бытия и воспевает благость и премудрость Создателя. Вместо лампад и подсвечников, которых бывает очень много для освещения рукотворенного дома, в этом нерукотворенном доме, который по громадности и обширности своей не может быть измерен, сияет только одна лампада днем, и такая светлая, что всякая лампада человеческая с своим светом совершенно исчезает пред нею как ничто. Правда, ночью сияет множество светильников на небе: один большой – луна, а другие маленькие, но они не для того прямо и созданы, чтобы светить земле, а чтобы показать земнородным, что в пространствах небесных есть множество каких-то светлых тел, и очень больших, которые не меньше земли [поведают] разумным тварям славу Божию. Дальше как бы разные игрушки какие в этом Богозданном доме – деревья, деревца, травы, цветы, камушки драгоценные и простые. Вместо ковра – зелень лугов. Так все дивно, прекрасно и удобно в доме Божием! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду, единыя от суббот. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней** **«Псалом Давиду».** В некоторых списках нашел я: **«единыя от суббот»**; но в Ексаплах сего не прилагается. Впрочем, чтобы и сего не оставить неизъясненным, скажем: надобно знать, что сими словами означается Владычнее воскресение, после котораго все, земля и море, прияло лучи Боговедения. А таким образом псалом предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса. **«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».** Поелику Иудеи предполагали, что Господь обладает одною Палестиною, и о них только одних промышляет, будучи их только Богом; то пророческое слово весьма кстати научает, что обладает Он целою вселенною. Обладает же ею, не восхитив Себе власть, и не другаго кого лишив обладания, но Сам создав вселенную и приведя ее из небытия в бытие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней** **Господня земля и исполнение ея** Тогда, говорит, вся земля со всем, что содержится на ней сделалась стяжанием Господа, когда Он воскрес от гроба в нареченный по имени Его день и, явившись ученикам своим, сказал: Мне дана всякая власть на небе и на земле [[new:mf:28:18|(Мф. 28,18)]]. Ибо с того дня земля, над которой прежде господствовали демоны, сделалась Господнею. Везде и в каждой земной стране вместо жертвенников идолам, когда проповедь Евангельская прошла концы вселенной, построены храмы Богу. А исполнение земли составляли люди, наполняющие оную, а всем родом человеческим изобразил ту часть оного, которая уверовала во Христа. Ибо не все люди сделались Господними. А под общим именем //земли// заключил и острова, которые также составляют землю. Другой толковник говорит, что поелику некоторые называли тварь безначальною и вечною, а некоторые—созданною от злого творца и еще иные созданною от другого и обладаемою теперь лукавым; то посему Давид, называя свою землю Господнею, а не одну Иудею, сим отвергнул все упомянутые неправые мнения и показал, что вся она от начала до ныне принадлежит Господу, и не только земля, но и полнота ее, т. е. все что на земле. Это он сказал по причине еллинов, думавших, что животные, растения, и прочие на земле не созданы одним, но разными богами. Отдельно же упоминает о вселенной, отсекая ее от другой земли и полагая особо. Итак земля Господня; но люди, не властные сами в себе, по великой суетности думают, что они господствуют над землею, хотя и слышат, что Господня земля. Итак, когда земля и что на ней принадлежит Господу, то ни тот, кто лишается отечества и имущества, не беспокойся, ни ненасытимый и гордый не превозносись, но знай, что обладаешь чужим (у //Никиты//). **Вселенная и вcи живущие на ней** Сими словами изъясняет вышесказанные; ибо что там назвал землею, то здесь назвал вселенною; и что там //исполнение// ее, то здесь //живущие на ней//. Можно еще понимать и иначе, что хотя и не вся земля и не все люди сделались Господними; но уверовавшим христианам казалось, что все принадлежали Христу, ибо верующие уверены были, что Христос есть Творец и Господь всех людей. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом Давиду, единыя от суббот. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.** **НАДПИСАНИЕ** В Еврейском тексте нет сих слов: //единыя от суббот//, но приложены от семидесяти толковников, может быть, потому, что в начале псалма упоминается о сотворении земли, которая создана в едину от суббот, как мнят церковные учители, – или потому, что древние псалом сей обыкновенно певали в день субботний. **СОДЕРЖАНИЕ** //В сем псалме описывает Пророк пространство царства Христова, творение всех вещей и управление, наипаче церкви, собранныя из всего мира. Притом показывает, кто суть истинные члены святыя церкви. Наконец пророчествует о преславном Христа Спасителя нашего на небеса вознесении, по свидетельству святых отцов: Киприана в слове на вознесение, Иеронима в послании 142 к Дамасу, Руффина в толковании Символа, Григория Нисскаго, Иоанна Златоустаго, Льва Папы Римскаго, и иных.// Пророк, имея намерение показать, что Иудеи несправедливо думают, аки бы Господь над одною токмо Палестиною владычествует и об одних токмо их печется, нарицаяся Богом их одних3, – как то думали после и еретики Маркиониты и Манихеи, утверждая, что они суть единственное создание Божие, а прочие люди к Богу не принадлежат, но от некоего инаго начала созданы, напереди полагает два стиха, которыми научает, что Бог есть Творец и Господь всея вселенныя и всех вещей, сущих на ней. //Господня земля и исполнение ея:// то есть, и вся елика суть на ней, и елика наполняют ю. И то же самое изъясняя, во второй части присовокупляет: //вселенная и вси живущии на ней//. Ибо сказав: //Господня земля//, объясняет себя, что сие разумел наипаче о населяемой нами земли, или о круге земном обитаемом. И паки сказав: //исполнение ея//, показывает, что он разумел сие наипаче о людях, живущих на земли, а не о других вещах, сущих на ней. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 1-2 **Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть** Несомненно, что псалом этот воспеваем был при перенесении ковчега завета на св. гору. Признавая же, согласно с надписанием, что он написан Давидом, мы должны также признать, согласно с мнением большей части древних и новых толковников, что он написан по случаю перенесения кивота из дома Аведдара на гору Сион, в построенную Давидом скинию [[old:2ts:06:start|(2 Цар. 6)]]. Над херувимами, стоявшими у кивота, носилась слава Господня (шехина) и служила знаком особенного присутствия Божия [[old:1ts:04:04|(1 Цар. 4:4; ]][[old:2ts:06:02|2 Цар. 6:2)]]; поэтому с ковчегом Господь входил в город, в новую скинию. Этою мыслью всецело исполнен теперь псалмопевец, и высказывает ее в ст. 1-2. Он как бы обращается к участвующему в процессии народу и говорит: знайте, Кто отселе царствует на Сионе. – Всемогущий Бог, Творец и Господь неба и земли. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть** По надписанию псалом принадлежит Давиду, а по сходству его содержания с [[old:ps:014:start|XIV]] Пс (ср. [[old:ps:023:03|3]] и [[old:ps:023:04|4]] ст. с 14 Пс [[old:ps:014:01|1]] и [[old:ps:014:03|3]] ст.) можно считать одинаковым с последним и повод написания, это перенесение Кивота Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион, когда уже процессия приближалась к узким и маленьким воротам Иерусалима, почему Давид восклицает "поднимите, врата, верхи ваши" ([[old:ps:023:07|7]] и [[old:ps:023:09|9]] ст.). Дополнение к надписанию - "в первый день недели", заимствованное из греч. Библии, указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что отвечает нашему воскресению, так как неделя заканчивалась у евреев субботой. //Господь велик: Ему принадлежит земля и все, что на ней// Так как Господь - Творец земли, то ему принадлежит как она, так и все, что ее наполняет, т. е. царство животное и растительное, мир органический и неорганический, видимый и невидимый. Он основал ее //"на морях и на реках"//. Земля по своему объему меньше количества воды, находящейся на земном шаре. Сила Бога и Его всемогущество выражается наглядно в том факте, что земля занимает твердое и прочное положение, несмотря на то, что находится среди движущейся стихии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду, единыя от суббот. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней** Кроме обычного надписания **Псалом Давиду** здесь есть добавление, состоящее из слов: **единыя от суббот**. По свидетельству всех ученых толковников Псалтири, этой последней прибавки в надписи псалма нет ни в еврейском подлиннике, ни в древних списках LXX переводчиков псалмов. А потому общее мнение св. отцов касательно этой надписи то, что она сделана одним из позднейших переписчиков, который видел в этом псалме упоминание о сотворении земли, которая создана в **едину от суббот**, или потому, что древние псалом этот обыкновенно пели в одну из суббот. **Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней** В сем первом, равно как и последующих стихах сего псалма, пророк как бы опровергает тот предрассудок, или то ложное мнение иудеев, вследствие которого они думали, что Господь владычествует над одною только иудейскою землею, печется только о них одних, населяющих эту землю, что они, иудеи, суть единственное создание Божие, а прочие народы не принадлежат Богу, как происшедшие от иного начала или другим кем созданные. Не только Палестина или иудейская страна, как бы так говорит пророк, но и вся земля и все, что наполняет землю, все сотворено Господом и все принадлежит Ему: **Господня земля, и исполнения ея**. И не только земля, со всею полнотою ее, но и вся вселенная и все народы, живущие по вселенной – все Господне, все сотворено Господом и все подчинено Ему. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]