[<10>] ====== Толкования на Пс. 23:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы** **Возмите врата князи ваша**. Ангелы, служащие на земле Спасителю, при вознесении Его, дают знать небесным Силам, чтобы отверзли врата. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы** Кто — //князья//, к которым обращается здесь слово Божие? Душою и телом человека, всеми его силами и способностями, его жизнью обладает и располагает ум его. Ум — владыка, царь, священник, князь в малом мире — в человеке. Господь наш Иисус Христос есть Божия Истина. Как Истина принимается исключительно умом, то слово Божие, приглашая человеков к принятию Спасителя, обращается к началу их, к духу, к уму, — говорит: **Возмите врата, князи, ваша.** В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине — Христе — заключается сущность спасения нашего. Какие врата повелевается взять, чтоб соделать возможным вшествие Царя Славы в богозданный град, в человека? Эти врата — грех: //греси ваши//, - говорит пророк, - //разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас// [[old:is:59:02|(Ис. 59.2)]]. Врата названы вечными: грех, которым мы заразились в нашем корне, в праотцах, бесконечен. Спаситель положил ему конец. Но и теперь грех бесконечен и вечен в тех, которые не признают Спасителя или, признавая Его устами, отрицаются жизнью. **Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная.** Что ж опять значит в Божием приглашении и повелении выражение //возмите//? Обыкновенно врата отворяются, а здесь узаконяется взятие их. Так! оказалось недостаточным для этих врат — для греха — слово "отверзите", нужно было употребить слово "возьмите": нужно взять врата, отъять их, уничтожить совершенно. Только в ту душу, которая с решительностью отвергнет грех, которая удовлетворительно очистить себя покаянием, **внидет Царь Славы**. Святой Дух, заповедуя взять врата, повелевает и вратам //взяться//: **возмитеся врата вечная**. Это знаменует: для первоначального оставления греха и греховной жизни необходимы собственное произволение и усилие человека; но прощение человеку грехов, освобождение от насилия греховных навыков, очищение от греховных качеств, усвоившихся падшему естеству, совершается действием всесвятого и всесильного Божия Духа. **Возмитеся врата вечная!** Когда //возмутся врата вечная, — входит в душу Царь Славы//. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-10 **Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы** Никто да не подивится, слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения, и не все знают; ведение же сие имеет одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другие лики невидимых Сил знают в той только мере, в какой научены. Почему и божественный Апостол, разсуждая о них, сказал: //«да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия»// [[new:ef:03:10|(Еф.3:10)]]. Если же и из того, что совершается в Церкви, точнее узнают Божию премудрость; то нет ничего страннаго, что горния Силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, но не усмотрев сокровеннаго в нем Божества. Но если кто не согласится допустить сию мысль; то пусть из объясненнаго в сем псалме, извлечет решение и для настоящаго места. Выше Пророк наставление о нравственной добродетели представил в виде вопроса и ответа, сказав: //«кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?»// и предложив сей вопрос, присовокупил ответ: //«неповинен рукама, и чист сердцем»// и т. д. Представь и здесь подобный образ речи, положи, что вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим провозглашением научить всех человеков о владычестве Восходящаго на небо. Почему ответствующия Силы говорят, что Он Царь славы, как от всех приемлющий славу и имеющий истинное и постоянное царство. Называют же Его и Господом крепким и сильным в брани, потому что разрушил жестокое мучительство диавола, и разсеял обольщение покорных ему демонов. Дается же повеление вратам вечным, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человеческаго, и никто из человеков никогда не проходил оными. Но вочеловечившийся Бог-Слово, восприяв наш начаток, возвел оный на небеса, //«и седе одесную величествия на высоких»// [[new:evr:01:03|(Евр.1:3)]], //«превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем»// [[new:ef:01:21|(Еф.1:21)]]. Восхищен был и великий Илия, впрочем не на небо, но, //«яко на небо»// [[old:4ts:02:11|(4Цар.2:11)]]. Так, после перваго вопрошения и ответа, снова одни вопрошают, другие ответствуют, и дознают, что //«Господь Сил, той есть Царь Славы»//, то есть, Творец и Создатель Ангелов и Архангелов и всякаго невидимаго и сотвореннаго естества. ===== Евфимий Зигабен ===== **Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы** **Возмите врата князи ваша** Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вместе с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т.е. вы, имеющие власть над вратами небесными, примите их. Поставлено же //ваши// вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но «возмите», иначе — совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения. [Под небом здесь должно разуметь воздух, или эфир неба, который ниже тверди, как немного ниже это показывает изъяснитель]. **и возмитеся** (возвыстесь) **врата вечная** Вратами вечными назвал стражи, как вечные, по своей всегдашности. Или вечными потому, что никогда от века не отворялись: они затворены были и тогда, когда Господь, утаившись от всех сил небесных, снизшел долу. [Что Ангелы о таинстве Божия вочеловечения знали, смотри о том 42-й вопрос с ответом у Божеств. Максима в замечании на слова: //и преклонил небеса и сошел// в [[old:ps:017:start|17]]-м псалме, хотя способа оного не знали. Слова Феодорита: повелевается им (Ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а — как бы на небо]. **и внидет Царь славы** Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.** Понеже духом предвидел святый Пророк, что нашелся един человек, сиречь Христос, Который достоин был взойти на гору Господню: сего ради предвозвещает, что Он и самою вещию имеет взойти, и что врата небесная вечная отверзутся Ему. Но по обычаю стихотворческому употребляет лиценаведение (προσωποποιΐα) и обращает речь ово к князем небесным, сиречь к Ангелам, ово к самим вратам вечным: и Ангелам убо повелевает, да отверзут, вратам же, да позволят отверстися, паче же сами собою да отверзутся грядущему Царю славы. Но чего ради Пророк не глаголет Ангелам, //отверзите врата//, но //возмите//, и вратам не глаголет, //отверзитеся//, но //возмитеся//? Понеже при вшествии Царя во град обыкновенно врата градския отъемлются и низлагаются в знак покорности. В Еврейском тексте слова сии читаются так: //воздвигните врата верхи ваша, и воздвигнитеся входы вечные, да внидет Царь славы//. Откуду новейшие толковники заключают, что псалом сей написан был по случаю пренесения ковчега заветнаго на гору Сион, которая иногда вместо Иерусалимския церкве приемлется, как утверждает Исаиа, глаголя: //от Сиона изыде закон// ([[old:is:02:03|Ис. 2:3]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 7-10 **Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, той есть Царь Славы** С такими мыслями процессия достигла до старинных (**врата вечная**), еще иевусеянами построенных ворот Сионского города (Салим); высокопоэтически побуждает псалмопевец, вероятно, стоявших в готовности для принятия старейшин – князей города – возвысить ворота, потому что беспредельно высокий Бог, являющий Свое видимое присутствие над кивотом, в шехине, имеет пройти чрез них. Чтобы дать повод псалмопевцу и процессии к дальнейшему прославлению входящего Царя славы, встречающие старейшины спрашивают: кто же этот царь? И получают ответ: Тот, Который в войнах, во времена судей, при Сауле, а также и при Давиде, являлся всемогущим Защитником Своего народа (кивот сопровождал войско во время войн); Он есть Господь не только земли [[old:ps:023:01|(ст. 1)]], но и неба, воинства небесного (**Господь сил**, Господь Саваоф). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы** //"Поднимите, врата, верхи ваши".// Ворота в древних городах устроились очень низкими, с подъемным верхом. Они называются вечными, так как самого древнего происхождения. Процессия приближалась к Иерусалиму и состояла в несении левитами на плечах Кивота Завета, на крышке которого были украшения из херувимов. Ворота Сиона с неприподнятым верхом были недостаточны, чтобы через них мог пройти Восседающий на Херувимах Господь. Чем знатнее входящее в ворота лицо, тем беспрепятственнее должен быть и вход в них. Здесь же сейчас входит Сам //"Царь славы"//. Этот Царь славы есть Господь сил, //"сильный в брани"//, Тот, Кто является победителем всех народов и Кому Давид обязан взятием и горы Сион от иевусеев. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы** Исполненный пророческого духа, псалмопевец сначала вопрошает и затем отвечает на тот вопрос **Кто взыдет на гору Господню?** А в заключение псалма в том же духе пророчествует, что восхождением на Божественную гору, или, что то же, на небо, предупредит всех смертных Сам бессмертный **Царь славы**, как более всех достойный того, Сам Он внидет **во врата вечная**, хотя и в образе человека, но **с пречистою Своею плотию** и в прославленном естестве человеческом. Ангелы Божии, служившие на земле Сыну Божию в совершении Им великого дела спасения рода человеческого, в заключение этого дела сопровождают Господа Иисуса, торжественно вступающего на небо, как бы в некоторый храм, врата которого доселе были заключены грехами людей. При этом ангелами дается повеление небесным силам, чтобы отверзли врата небесные, а самим вратам повелевается, чтобы отверзлись, потому что еще не были отверсты для естества человеческого. Этот самый момент в вознесении Господа нашего на небо и изобразил пророк словами: **возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя: и внидет Царь славы**, – причем ангелы небесные названы князьями, а врата горы Господней названы вратами вечными, как место обитания вечного **Царя славы**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]