[<10>] ====== Толкования на Пс. 23:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы** См. Толкование на [[old:ps:023:08#svt_afanasij_velikij|Пс. 23:8]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы** Не все же ангелы узнали тайну Промысла, потому что, когда Господь, претерпев страдания, возносился, были некие, говорившие: «**Кто есть сей Царь славы**?». Вопрос ведь обнаруживает неведение. ---- Заметь, что – вопреки василианам или несторианам – вознесшийся как человек Христос Иисус есть Сам Господь всех умопостигаемых сил и Царь славы, как узнают посвящаемые от говорящих: «//Поднимите, врата, верхи ваши//» [[old:ps:023:07|(Пс. 23:7)]], – и спрашивают: «**Кто сей Царь славы?**», – и вновь слышат: «**Господь сил**» и так далее. Против акефалов же и евтихиан свидетельствует то, что хотя Он и **Господь сил**, но – плоть и явный человек, чему как странному удивляются прочие начала. //**Комментарии к сочинениям святого Дионисия.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы** См. Толкование на [[old:ps:023:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 23:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы** **Кто есть сей Царь славы** Ангелы первого неба, услышав сказанные пред сим повелительным тоном слова ангелов, начальствующих на низшем небе, или тверди, равным образом стали недоумевать и вопрошать дающих им сие повеление. **Господь сил, той есть Царь славы** Этот ответ ангелов тверди к ангелам первого неба: они говорят, что крепкий Господь и податель сил; Он Царь славы. Или иначе Владыка сил; Он тот, которого мы назвали Царем славы. Надобно знать, что евреи прилагают сей и предыдущий псалом к находившимся в вавилонском плену иудеям. Притом предыдущий псалом прилагают к тому обстоятельству, когда иудеи возвратились из Вавилона в Иepyсалим; так как оный содержит радостные вещи, а сей псалом прилагают к тому, когда еще находились в плену, с одной стороны потому, что он утешает в печальных обстоятельствах плена их, с другой, что он учит не скучать чужою страною, в которой они находились—тем, что Бог есть Господь всей земли, также тем, что каждый из них может угодить Богу на всяком месте. Но иудеи изобличаются явно самым порядком псалмов; ибо ежели б это было так, как они говорят, то следовало бы тому быть поставлену после сего, как повествующему о радостных предметах, бывших после плена. Кроме сего они обличаются и словами оного псалма, ибо из него видно, что милость Божия осталась на иyдеях во всю жизнь их, как говорит о том оный псалом: и милость твоя будет следить за мною; во все дни жизни моей. Притом какие врата вечные имеет Иepycaлим, о которых говорит сей псалом, не говоря уже о других доказательствах? Здесь заметь слова Божеств. Кирилла Иерусалимского: Слова: «возмите врата, князи ваши», говорит Дух Святый, повелевающий ангелам отворить врата неба. А Григорий Нисский говорит: заметь мне, что дважды говорит: возмите врата и что на двойной вопрос, дает двойной и ответ и выслушай причину, что восходящий есть тот, который прежде снисшел. Посему первое повеление о принятии врат показывает снисхождение Единородного. А по исполнении домостроительства, чтобы показать и восхождение Его, опять употребляет те же слова, повелевая ускорить принятие врат, чтобы снисшедший без плоти взошел с плотью (у Никиты). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы.** Пророк представляет Ангелов, начальствующих на небеси, аки бы коснящих при отверстии врат, почему паки провозглашает: //возмите врата князи ваша//. А сие не что иное означает, разве великую новость вещи, како тело земное, и плоть человеческая, к невероятному всего естества удивлению и как бы изумлению, возносится превыше Духов небесных, превыше Ангелов и Архангелов? Паки убо вводит Ангелов вопрошающих: //Кто есть сей Царь славы?// И сам же ответствует им:// Господь сил, Той есть Царь славы.// Услышав убо имя зело известное, абие врата отворяют, и Царя славы с весельем приемлют. В Еврейском тексте вместо //Господь сил//, читается //Бог Саваоф.// Которое имя в Пророческих книгах весьма часто приписывается Богу и не сообщается другим богам, сущим по причастию, но есть собственное единому Богу, как потому, что содержит в себе имя четырех букв, Егова, свойственное единому Богу, так и потому, что Он един есть прямо Господь сил, ово яко обладает силами Ангелов, которых есть безчисленное множество, ово яко Ему единому служат все твари, как читаем во псалме ([[old:ps:148:08|Пс. 148:8]]): //огнь, град, снег, голоть, дух бурен//, (суть создание) //творящая слово Его//, то есть, повинующаяся власти Его. Испытал Фараон, что Бог есть Господь сил, когда Он не токмо чрез Ангелов, но и чрез малейших животных, каковы суть жабы, мухи и комары, и не токмо чрез животных, но и чрез неодушевленныя вещи, каковы суть град, огнь, тьма, болезни и прочая сим подобная, брань произвел против него. Отсюду видим, что Христос воистинну есть Господь, и собственно Бог, а не тварь, как мнили Ариане и другие премногие еретики. Ибо в сем псалме нарицается Он //Господь сил//, или //Господь воинств//, которое имя во всем Священном Писании единому Богу приписывается; еще же и// Царь славы//, то есть, Царь небеснаго Иерусалима, или града пресветлаго, превеличайшаго и вечнаго, которое наименование без всякаго сомнения приличествует единому истинному Богу. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, той есть Царь Славы** См. Толкование на [[old:ps:023:07#ep_irinej_orda|Пс. 23:7]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, той есть Царь Славы** См. Толкование на [[old:ps:023:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 23:8]] [<10>]