[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя** **Пути Твоя Господи скажи ми.** Разумеет евангельские догматы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Пути Твоя Господи скажи ми, и стезям Твоимь научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день** А я прежде всего испрашиваю того, чтобы распознавать мне пути Твои, изучать стези к Тебе ведущия и постоянно ходить путем непогрешительным и истинным; а потом испрашиваю и того, чтобы на самом деле дознать, что Ты мой Спаситель; потому что непрестанно ожидаю от Тебя человеколюбия. Пророк сказал: //«весь день»// в значении: всегда, и хочет показать, что не в его обычае иногда иметь такое намерение, а иногда вместо него принимать другое. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя** Давид выражает здесь одну и ту же вещь путями и стезями и действиями—укажи и научи, как это обыкновенно делает он и во многих других выражениях псалмов. Он повторяет одни и те же слова для показания сим великого и сердечного желания своего. Итак пути и стези означают все богоугодное. Ибо кто проходит и производит богоугодные дела, тот идет к Богу безошибочно. Давид молится, чтобы Бог научил его делам Ему угодным, по причине требуемой ими точности; и достойные изучаются тому, что должно делать непосредственно от Бога. Некоторые впрочем стезями и путями называют такое распределение вещей, по которому промысл Божий управляет всем. Итак пророк желает точнее узнать, по каким распоряжениям управляется все; чтобы при деятельном любомудрии иметь и созерцательное. Притом путями называют распоряжения более общие, а стезями частнейшиие. Еще иные путями и стезями именуют заповеди, которым изучившись из книги Божественного закона, Давид желает изучиться и делами, дабы, как обязанный исполнять оные, он знал их самым опытом и делом, после того как он знал их доселе только умом и простым разумением. //Кирилл Александр.// путями называет Евангельское учение, а стезями—стези богоприличного жития: тем и другим желает научиться народ из язычников,— тот, который некогда ходил по путям и желаниям диавола. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Пути твоя, Господи, скажи ми и стезям твоим научи мя.** Под именем путей Господних разумеет закон Господень, яко единственный путь, по которому восходим к Богу. //Аще бо хощеши внити в живот//, глаголет Господь, //соблюди заповеди// ([[new:mf:19:17|Мф. 19:17]]). Понеже убо просил Пророк помощи Господней противу искушений, сего ради изъясняет, какую наипаче помощь иметь желает, и глаголет: //пути Твоя, Господи, скажи ми//, то есть, сотвори, дабы ходил я путем заповедей Твоих. //И стезям Твоим научи мя:// то есть, покажи мне путь пресвятаго закона Твоего. Тако бо избегну всех посмеяний вражиих, и не аз постыжуся, но постыдятся те, которые вотще искушениями своими смущают Мя. Впрочем, желает научиться закону Господню, не по оному токмо умозрительному разумению, но паче по деятельному, то есть, желает благодати, которая б убедила волю, чтоб мог он охотно исполнять заповеди. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Пути Твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя** При этом псалмопевец тотчас вспоминает, что Бог тогда только может помочь и поможет ему, если он благоугодно будет ходить пред Ним; поэтому он молится далее о внутреннем просвещении, чтобы он всегда мог ходить путями Господними. Господь издавна являл свое милосердие, поэтому псалмопевец молится как о просвещении, так и о прощении своих грехов легкомыслия и неведения, которые могут мешать услышанию его молитвы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Пути твоя, Господи, скажи ми и стезям твоим научи мя. Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день** "Пути и стези" - это Божественные заповеди. Давид молит Бога о научении как этим заповедям, так и Его "истине", т. е. правде, закону. Под этим научением разумеется не внешнее усвоение тех заповедей, не простое лишь изучение писанного Моисеева закона, что для Давида не трудно было сделать, но развитие в себе внутренней силы неуклонного следования предписаниям закона, от которого, как Давид говорит ниже, он отступал. - //"На Тебя надеюсь всякий день"// - всю жизнь провожу в надежде на Тебя, т. е. при всех страданиях я только от Тебя ищу и жду помощи. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя** Под именем **путей** и **стезей Господних** пророк разумеет здесь заповеди закона Божия и определения Божии о человеке. Заповеди закона Господня составляют единственный путь, по которому люди восходят к Богу. «//Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди//», – говорит Сам Господь в Евангелии [[new:mf:19:17|(Мф. 19:17)]]. Тот, кому Господь Иисус Христос изрек эти слова, без сомнения знал заповеди и исполнял их [[new:mf:19:20|(ст. 20)]], но исполнял не так, как должно, не по духу закона, не в совершенстве. Точно так же и пророку Давиду заповеди закона и оправдания его были не безызвестны, но тем не менее он просит Господа Бога не только сказать их, но и научить, т.е. просит, чтобы ему не только знать заповеди закона, но и деятельно исполнять их. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]