[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день** **Настави мя на истину.** Говорит это, как не достигший еще истины. **И научи мя, яко Ты ecи Бог Спас мой.** Если так молится пророк, как бы не познавший еще путей Господних, не научившийся ходить стезями Господними, не наставленный на истину Божию и не наученный тому, что должно знать о Боге, как о Спасителе; то кого не устрашит сказанное: //горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни// ([[old:is:05:21|Ис. 5,21]])? **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день** **Ты ecи Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день**, перенося благодушно в течение всей земной жизни моей все скорби, какие благоугодно Тебе попускать мне во спасение мое. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день** См. Толкование на [[old:ps:024:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 24:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день** **Настави мя на истину Твою** Укажи мне, говорит, Господи, путь к истине Твоей, чтобы мне не блуждать в человеческих и обманчивых помыслах и не предпочитать посему одно другому, ложное истинному и злое доброму. Другой толков. Каждый делатель добродетели желает научиться тому и другому,—путям деятельной добродетели (как сказал Давид выше), чтобы по ним всегда ходить и созерцании истины, чтобы с похвальным житием соединять и правые догматы. **И научи мя, яко **(что)** Ты Бог, Спас мой** Почему так говорит Давид, когда он знал, что Бог есть Спаситель? Ответствуем: подлинно он знал по разуму; но он желал знать это и самим делом, а это он мог узнать по получении спасения, или избавления от врагов. Ибо тогда могло быть доказательство истинное и неоспоримое, что Бог есть Спаситель его, когда, надеясь только на Бога, он мог быть избавлен чудно без пособия со стороны какого либо человека. **И Тебе терпех** (ожидал)** весь день** Самим делом, говорит, научи меня, Господи, что Ты Бог, спасающий меня, и что я истинно ожидал Тебя на помощь себе и надежды мои не оказались ложными. А слова: «весь день» Давид обыкновенно употребляет во многих местах, вместо всегда. Евреи же целым днем называют всю жизнь свою, потому что, когда спят, они не думают, что живут, почитая сон как бы временною смертью. Можно означенные слова, по другому изъяснению, возводить и ко Христу. Пророк Давид пророческими своими очами предвидел воплощение Его; и потому в молитве изъявляет желание чище познать, какие пути и распоряжения сделает Христос, когда воплотится. Истина Христова, о изучении которой молится Давид, есть учение Его, как и Господь сказал в Евангелии: «Я истина», также: «но Я истину говорю вам» ([[new:in:14:06|Ин. 14,6]]; [[new:in:16:07|16,7]]). Итак пророк говорит: научи меня, Господи, истине сей—вышесказанной. За сим надобно сделать знак остановки. Далее начиная от точки читать следующие слова: Ибо Ты Бог, Спаситель мой, то есть, Иисус, ибо Иисус, значит, Спаситель. И действительно Иисус спас Давида, когда снисшел во ад и избавил его от оного. Посему Тебя, говорит, Господи, я всегда ожидаю, что Ты придешь, и никогда не отчаиваюсь в пришествии Твоем. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день.** То же самое повторяет иными словами, и притом дает причину, чего ради просит наставить его на путь истины. //Настави мя//, глаголет, //на истину Твою//. Аки бы рекл: что касается до меня, то я легко уклоняюся и на десное и на шуее, оставляя путь заповедей Твоих, ради временнаго счастия или несчастия. Сего ради молю, Ты// настави мя//, руководствуя помощию благодати Твоея, //на истину Твою//, то есть, на путь закона Твоего, который един есть путь истинный: ибо //вся заповеди Твоя истина// ([[old:ps:118:086|Пс. 118:86]]). За сим присовокупляет: //яко Ты еси Бог Спас мой//. Аки бы рекл: того ради прошу от Тебе помощи сея, понеже Ты един, яко Бог, можеши спасти душу мою. Ибо нет иного врача, могущаго исцелить душевные недуги, кольми паче могущаго даровать совершенное здравие, кроме Тебе единаго Бога. Еще же и того ради прошу помощи от Тебе, которую и получить уповаю, //яко Тебе терпех весь день//, то есть, яко на Тебе единаго всегда уповал, и от Тебе единаго милости ожидал. Ибо оныя слова, //весь день//, вместо всегда положены. Великая поистинне заслуга пред Богом, чтоб во время искушения и напастей не ослабевать в надежде на Бога и не искать утешения от людей. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день** См. Толкование на [[old:ps:024:04#lopuxin_ap|Пс. 24:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Настави мя на истину Твою и научи мя: яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день** Человек, водимый одним своим естественным разумом, без озарения благодатью Божией, может легко заблуждаться, блуждать в обманчивых помыслах и ложных понятиях, предпочитая нередко ложное истинному, злое доброму. И я, как человек, как бы так говорит Давид, могу увлекаться и уклоняться от пути истины. Сего ради настави мя на путь заповедей Твоих, на путь закона Твоего, который един есть путь истинный: ибо «//вся заповеди Твоя истина//» [[old:ps:118:086|(Пс. 118:86)]]. Научи меня, потому что Ты Един, как Бог, можешь спасти душу мою: **яко Ты ecи Бог Спас мой**. Здесь пророк исповедует веру в Бога как Спасителя своего не только от временных бед и напастей, но и от вечной погибели: так как Господь Иисус Христос (**Спас**) вскоре по умерщвлении плоти Своей на кресте [[new:1pet:03:18|(1 Пет. 3:18–19)]] вместе с душами других праведников вывел и его душу из ада преисподнего. А вместе с верою исповедует и всегда неизменную надежду свою на милость Божию, говоря: **и Тебе терпех весь день**. Выражение **весь день** пророк употребляет вместо: «всегда», или «во всю жизнь». Во всю жизнь свою, говорит, я ни на кого более не надеялся и ни от кого другого не ожидал милости, как от Тебя единого. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]