[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:6 ====== ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Помяни щедроты твоя, Господи, и милости твоя, яко от века суть** Много в юности и в неведении согрешает человек. И когда кающийся об этом размышляет, и на правду Божию взирает, много в совести смущается и печалится. В таком случае отставшему от грехов и кающемуся должно помянуть и о бесконечном Божием милосердии и щедротах, которые в Слове Своем святом обещал всем кающимся, и верою во Христа отпущения грехов просящим, – и с Псаломником часто повторять: **«помяни щедроты Твоя»**, и прочее. **//Об истинном христианстве. Книга II.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-7 ** Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя** Всегда кротко и человеколюбиво, говорит Пророк, управляешь Ты людьми; умоляю и теперь дать мне изведать сию благость, и памятовать человеколюбие Твое, а не грех мой; и о мне памятуя, Владыка, поступи со мною по щедротам, а не по правде. Ибо сего испрашивал в приведенных словах: «по» великой //«милости Твоей помяни мя Ты»//; не грех мой, но меня помяни человеколюбиво. **«Ради благости Твоея Господи».** Умоляю, сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть** Вспомни, говорит, Господи, что Ты щедр и милостив от века, или всегда и по естеству. Сказал: вспомни, не потому, что Бог забыл, но потому что забывающим Он представляется нам, когда медлит поданием нам помощи. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Помяни щедроты твоя, Господи, и милости твоя, яко от века суть.** Когда Бог попускает человеку или с искушениями бороться, или во грехах закосневать, тогда, кажется, как бы забывает милость Свою. Таким образом праведник чрез долгое время со искушением боряся и видя, что не может свободится от него, хотя бы и весьма желал, вопиет к Богу, дабы помянул щедроты Своя и милости Своя. Подобно сему и Давид творит, моляся к Богу и глаголя: помяни Господи, яко Ты от века щедр был еси, и не точию щедр был еси, но и миловати обыкл еси, якоже щедр и милует отец сыны: сие бо Тебе свойственно есть. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Помяни щедроты твоя, Господи, и милости твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости твоей помяни мя ты, ради благости твоея, Господи** //"Щедроты"// и //"милости"//, большею частью означают - первое слово - внешние выражения божественной любви к человеку в ниспослании ему материальных благ, а "милости" - духовных, напр., душевного спокойствия от сознания близости Бога, чистоты и возвышенности воззрений и т. п. "Грехи юности и грехи преступлений" - грех с Вирсавией. Давид сознает виновность и незаконность этого поступка, но называет его не намеренным и не сознательным нарушением Божественной заповеди, а плодом увлечения (//"юности"//), бессознательным. Этот грех был следствием временного господства над Давидом чувственного влечения, тем порывом, каким отдается юный возраст, когда еще не выработалась способность строгой оценки своих поступков и помыслов, но когда человеком руководит больше область чувствований, направляющая волю, а потому и поступки человека часто не в ту сторону, куда они направлялись бы, если бы были освещены разумом. Смотря по тому, что лежит в основании последних - возвышенные ли побуждения, или низменные - соответственными являются и поступки, то как подвиги героизма, самопожертвования, или наоборот, грубого эгоизма и низменных страстей. Таким порывом, затемнившим в Давиде сознание и оценку делаемого, и был его поступок с Урией и Вирсавией. Выяснение Давидом внутренней, психологической стороны своего греха не было однако ж попыткой самооправдания и выражением желания остаться безнаказанным, но столь глубоким сознанием своего падения и своей виновности пред Богом, что он молит Его о своем помиловании лишь по великому снисхождению Бога к человеку, по Его необыкновенной щедрости и милости к недостойному, что Бог часто проявлял над евреями (6 ст.). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя яко от века суть** Терпеливо, так молится пророк, я ожидаю от Тебя, Господи, милости и спасения, потому что уверен в том, как Ты щедр и милостив [[old:ps:102:08|(Пс. 102:8)]], и Ты не забудешь тех щедрот и благодеяний, какие всегда, **от века**, Ты являешь всем боящимся Тебя, и которые также вечны, как Сам Ты вечен. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]