[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути** **Сего ради законоположит согрешающим на пути.** Просветит грешников, покажет согрешающим путь. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути** **Благ и прав**, то есть праведен и правосуден, **Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути**. Что законоположит Господь согрешающим? Законополагает, чтобы каялись, глаголя во Святом Евангелии: //покайтеся... аще не покаетеся... погибнете// [[new:lk:13:03|(Лк. 13:3)]]. Некоторые из христиан от неверия совсем не каются, а некоторые, хотя и каются для порядка и обычая, но потом без страха опять тяжко согрешают, имея неразумную надежду на то, что Господь благ, а другие, имея в виду одно то, что Господь правосуден, не перестают грешить от отчаяния, не надеясь получить прощение. Тех и других исправляя, слово Божие объявляет всем, что **благ Господь** ко всем каюшимся искренно и с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Несть бо грех побеждают человеколюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия или нерадения не хотят каяться; также и для тех, которые, хотя иногда и приносят покаяние, для порядка и обычая, но потом опять без страха тяжко согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь благ. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Тайн; а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают. Сказано апостолом: //Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня// [[new:1kor:11:29|(1 Кор. 11:29)]]. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-9 **Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим** **«Благ и прав Господь».** Не без причины употребил я слова сии, говорит Пророк, но зная, что Владыка не только правдив, но и человеколюбив. Сему везде научает нас божественное Писание. Таково следующее изречение: //«милость и суд воспою Тебе Господи»// ([[old:ps:100:01|Пс.100:1]]); и другое: //«милостив и щедр Господь и праведен»// ([[old:ps:111:04|Пс.111:4]]); и: //«Бог наш милует»// ([[old:ps:114:04|Пс.114:4]]); и еще: //«Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день»// ([[old:ps:007:12|Пс.7:12]]). **«Сего ради законоположит согрешающим на пути». «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим».** Яснее перевел это //Симмах//: посему укажет согрешающим путь; потому что, водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойство вещей, и ведет к познанию всякаго своего домостроительства, чтобы простота, став напутствием к неведению, не причинила им великаго вреда. Потом Пророк показывает свойство упомянутых им путей. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути** **Благ и прав Господь** Благ Господь, ибо Он милует нас, прав, ибо праведно наказывает за грехи, так как правым называется, по Феодориту, тот, кто прав и праведен в судах и решениях своих. **Сего ради законоположит согрешающым на пути** См. Толкование на [[old:ps:024:09#evfimij_zigaben|Пс. 24:9]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.** Пророк ободряет себя надеждою получить просимое, утверждая, что Господь есть //благ и праведен//, и потому человеколюбно исправляет согрешающих. Тако бо являет и благость Свою и правду: благость в разсуждении человека, а правду в разсуждении греха. В Еврейском тексте вместо //законоположит//, читается, //научит грешников пути.// Откуду явствует, что Бог дает закон не просто, но чтоб научить и убедить людей, дабы хранили его. Ибо слова сии соответствуют вышереченным:// пути Твоя скажи ми, и стезям Твоим научи мя: настави мя на истину Твою.// Тамо убо просил Бога, дабы научил его, а здесь утверждает, что Бог по благости Своей прошение его исполнит. Понеже де //благ и прав Господь//, и потому любит людей, а грехи ненавидит; сего ради закон полагает согрешающим на пути жизни сея, дабы и они из неправедных и злых соделалися праведными и благими. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути** Псалмопевец совершенно уверен, что Бог дарует ему внутреннее просвещение и побудит к точному исполнению Божественных заповедей, так как Бог благ и в благости Своей не оставит Своим руководством смиренного и согрешающего не по злобе, и укажет, как идти путем Его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его** //"Наставляет грешников на путь"//. Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми - особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду - обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление "на суд" пред "Богом", и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. - //"Все пути Господни"// - все действии Бога; "хранящие завет Его и откровенья" - жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути** По переводу с греческого стих сей читается так: «Благ и праведен Господь. Посему согрешающим укажет путь закона». В этих словах пророк выражает основание своей надежды на помилование. Благ, говорит, Господь, потому и милует согрешающих. Но Он и праведен, ибо праведно наказывает за грехи, – праведен в судах и решениях Своих. По благости Своей Господь любит людей и прошения их исполняет, а по праведности Своей, по правосудию, полагает закон для согрешающих на пути жизни сей, для того чтобы они, раскаявшись и оставя путь неправды, из неправедных и злых соделались праведными и благими. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]