[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:9 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим** Деятельность, направленная по Евангелию, постепенно освобождает человека от преобладания страстей. Перестает он увлекаться и обольщаться, в кротком устроении его, не возмущаемом ни гневом, ни вожделением, является владычество ума, восстановленного во власти Божественною благодатью. Господь **наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим**. //Господи, силою Твоею возвеселится царь// — ум служителя Твоего, //и о спасении Твоем возрадуется зело// [[old:ps:020:01|(Пс. 20.1)]], увидев себя победителем страстей, увидев себя восстановленным во власти, увидев ощущения сердечные повинующимися себе. Покорность ума Богу — причина покорности сердца уму. Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость. Что такое — кротость? Кротость — смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественною благодатью: //яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится// [[old:ps:020:08|(Пс. 20.8).]] Не уклоняется царь — ум от правосудия и благоразумия, как уклонялся он, бывши в порабощении у страстей; не увлекается он ни гневом, ни болезненными пристрастиями, выражениями недугующей грехом любви; не увлекается ни лестью тщеславия, ни внушениями самомнения и гордости; не ослабевает он под ударами печали и уныния. Всецело пребывает он в учении Евангелия и сообразно этому учению управляет собою. От правильного взгляда на себя, от правильного действия в себе самом он получает правильный взгляд на человечество, начинает правильно действовать относительно человечества. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим** Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь **наставит кроткия на суд**, паче же на рассуждение. ---- Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: **научит **Господь** кроткия путем Своим**. //**Лествица. Слово 24.**// ===== Прп. Петр Дамаскин ===== **Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим** Кротость приводит ум к познанию и рассуждению, по слову пророка: **наставит бо**, — говорит он, — **кроткия на суд**, точнее же, на рассуждение, чем пророк означает ведение с благочестием. //**Творения. Книга вторая.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим** См. Толкование на [[old:ps:024:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 24:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим** **Наставит кроткия на суд** Как, говорит, Бог милостив и прав в судах своих, то без сомнения положит закон, т. е. грешникам укажет закон и накажет на пути еще в настоящей жизни, которую он называет здесь путем, или дорогою, так как все люди совершают путь в этой жизни. Кротким притом он укажет путь, чтобы не блуждали по незнанию; укажет в суде, т.е. с праведным судом, как достойным сего указания. Впрочем, это—«законом положит» можно понимать и так, что Он возложит законы на согрешающих, как думает //Феодорит//. Дело, говорит, правейшего и правейшего полагать закон не для наказания согрешающего, а для исправления. Почему сии слова должны быть отнесены ко Христу, который в закон положил согрешающим такой путь и такую жизнь, которые Он сам проходил, чтобы ходящие по ним более не грешили. Христос указал путь кротким, когда называл их блаженными и блаженством поощрял их к добродетели: блаженны, говорит, кроткие, ибо они наследуют землю [[new:mf:05:05|(Мф. 5,5)]]. **Научит кроткия путем своим** Слова сии явно сказаны Давидом о Христе и учениках Его. Ибо они по своей кротости не противоречили Христу; и говорил им: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем ([[new:mf:11:29|Матф. 11,29]]). Господь научил учеников своих путем своей жизни, потому что они видели Его и шли по следам жизни Его. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим.** Изъясняет вышереченныя слова: //законоположит согрешающим на пути//, и глаголет, что сие не о всех согрешающих разуметь должно, но токмо о кротких и смиренных, то есть, о таких, которые не противятся Господу законополагающему, но желают научиться от Него. //Наставит//, рече, //кроткия на суд//, то есть, людей кротких и смиренных приведет на правый путь закона Своего. Ибо под именем суда разумеется здесь закон, как уже сказано во псалме [[old:ps:018:08|Пс. 18:8]]. Потом то же самое изъясняет другими словами, глаголя: //научит кроткия путем Своим//. То есть, людям кротким даст благодать разуметь, любить и исполнять закон. В сем месте заметить должно, что и гордые не исключаются от благодати Божией, но для них назначается порядок. Ибо гордые не вмещают того совершенства, о котором наипаче во псалме сем глаголется, ежели прежде, возчувствовав страх Божий, не покаются, и отложив надмение, не соделаются кроткими и смиренными. Итак, благодать Божия первее умягчает и сокрушает людей гордых и ожесточенных: потом сокрушенным и смиренным показывает пути Своя, и наставляет их на суд. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим** См. Толкование на [[old:ps:024:08#lopuxin_ap|Пс. 24:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим** Положив закон для людей слабых, удобопреклонных ко греху, согрешающих, Господь тех из них, которые не противятся Ему, Законоположнику, но желают научиться от Него, людей кротких и смиренных, наставит на суд, приведет на правый путь закона Своего. Покорные закону Господню и последующие всем заповедям Его, кроткие по суду Божию получат оправдание и блаженство [[new:mf:05:05|(Мф. 5:5)]]. Во второй половине стиха Давид, по изъяснению св. отцов, явно предсказывает о Христе Иисусе и учениках Его, которых Он и словом, и примером жизни Своей научал кротости и другим путям Божиим для достижения вечного блаженства, как это видно из Святого Евангелия [[new:mf:11:29|(Мф. 11:29]], [[new:mf:05:02|5:2–12)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]