[<10>] ====== Толкования на Пс. 24:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его** **Вси пyтиe Господни милость и истина.** Ибо постоянно питающиеся божественными словесами в точности познают из них, что все домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной. Приносящим покаянье, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение, и непобедимых подвижников добродетели прославляет и венчает, произнося о них суд с истиною; а на живших беззаконно и не принесших покаяния по уставам истины налагает наказания. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его** Святой псалмопевец Давид говорит: **Вси путие Господни милость и истина**, то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии совокупляя как бы только в две стези... И в Евангелии сказано: //яко же хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им (прежде): се бо есть закон и пророцы// [[new:mf:07:12|(Мф. 7:12)]]. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и сведения Его** Ибо непрестанно поучающиеся в священных словесах в точности дознают из оных, что всякое домостроительство Бога и Спасителя нашего срастворено милостию и истиною. Кающимся, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение; непобедимых подвижников добродетели провозглашает и венчает, произнося приговор Свой с истиною; а на живущих беззаконно и неприносящих покаяния налагает наказания по уставам истины. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его** Путями здесь называет Давид заповеди древнего закона, которые суть милость и истина для испытывающих Божественный закон. Ибо им открывается, что Бог, по милосердию к людям поставил оные в закон, и что он во всем сказываемом ими истинны, так как повелевши хранить их есть Бог —законодатель истинный. Тот же закон он назвал и заветом и свидетельствами;—заветом, ибо завещал его Бог сынам Израиля, — свидетельствами, ибо засвидетельствовал в законе, как это изъяснено после [[old:ps:017:22|22]] ст. 17-го псалма. Касательно Христа мысль в оных словах явна. Ибо все пути жизни Христовой на земли были милость и истина для усердных искателей нового завета и Евангелия Его, или верующих учению Его и свидетельствам пророков о Нем. Ибо во всей жизни своей Господь миловал людей, благодетельствуя им, и когда учил их, говорил истину. Некто (быть может //Кирилл//) говорит: Ты будешь милостив не ради нас; ибо у нас ничего нет заслуживающего священный похвалы, и мы никогда и не были такими, чтобы надлежало нас помиловать, но для имени Твоего, то есть для славы Твоей. Ибо имя здесь означает славу, равно как и в следующих словах: лучше хорошее имя, нежели великое богатство. Иные называют грех великим (многим), поскольку он почти беспределен, не сам по себе, но поскольку противополагается беспредельному Богу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его.** К вышереченным присовокупляет и сие, что люди кроткие не токмо наставляемы бывают Богом, но и вся дела Божия в разсуждении таковых не что иное суть, как //милость и истина//, то есть: милосердие и правда, поелику правда берется за верность и истину, которая делает то, что Бог исполняет верно все, что ни обещает. Под именем путей Господних иногда означаются дела, чрез которыя Бог некоторым образом приходит к нам, иногда разумеется закон Господень, который Он дает нам, дабы мы посредством онаго аки прямым путем восходили к Нему, а иногда означает такой закон, который Сам Он употребляет, когда чрез дела Свои низходит к нам. Понеже Давид много уже глаголал о пути Господни перваго рода, то есть, о законе данном нам: для того присовокупляет нечто о пути Господни последняго рода, то есть, о законе, егоже Сам Себе положил, и хранит в разсуждении нас. Глаголет убо: //вси путие Господни милость и истина//, то есть, закон, или правило, или способ, по которому поступает Бог, состоит //в милости и истине//, то есть, в милостивых обетованиях и в верном исполнении оных. Но с кем поступает Бог по закону сему? и кому являет милость и истину? //Взыскающим завета Его, и свидения Его//. Заветом Божиим нарицает тот договор, который учинил Бог с людьми, когда закон им дал, да будут Ему в люди, и той им в Бога. Сей договор нарицается в Писании заветом потому, что содержит обетование наследия, которое смертию завещателя долженствовало утверждено быть, как и в самом деле утверждено было смертию Христовою, в предзнаменование которыя Моисей, кровию окропляя людей, глаголал: //сия кровь завета, егоже завеща Господь к нам// ([[old:ish:24:08|Исх. 24:8]]; [[new:evr:09:20|Евр. 9:20]]). Свидением же Божиим нарицает тот же самый закон, который предал Бог людям, потому что чрез закон, как сказали мы инде, свидетельствует нам Бог волю Свою. С теми убо поступает Бог по закону милости и истины, которые взыскуют завета, учиненнаго с Богом, дабы хранить его, и которые подобно взыскуют закона Божия, дабы исполнять его, то есть, с людьми благорасположенными, Бога боящимися и любящими. В Еврейском тексте вместо //взыскающим// читается //хранящим//, но в смысле разности нет; ибо ищущие завета, который, может быть, они забыли, и ищут для того, дабы хранить его. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его** См. Толкование на [[old:ps:024:08#lopuxin_ap|Пс. 24:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его и свидения Его** Здесь прежде всего нужно знать, что такое **завет Господень и свидения Его** и кто суть взыскающие завета Его и свидения Его. **Завет Господень** – это воля Божия, выраженная в законе Его, а **свидения**, или свидетельства – то же, что заповеди, или закон, свидетельствующие о воле Божией. Воля Божия в отношении к человеку состоит в том, чтобы он не погиб, но имел жизнь вечную. Значит, в этой воле заключается **милость** Божия, для того чтобы человек не блуждал по распутиям мира сего, а шествуя истинным путем, достигал вечного блаженства с Богом. Господь по благости Своей указал ему сей путь в законе Своем, который есть истина, как Сам Он //есть истина// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. А потому и **взыскающие завета Господня** – это те люди, которые, возлюбив закон Божий, постоянно //поучаются в нем// [[old:ps:001:02|(Пс. 1:2)]], и тем самым убеждаются, что **все пути Господни суть милость и истина**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]