[<10>] ====== Толкования на Пс. 25:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое** **Искуси мя Господи, и испытай мя.** Если изведаешь глубины души моей, то найдешь, что все попечение ума моего возлагаю на Твою одну милость. Поступая же так, благоугоден буду пред Тобою, возлюбив истину Твою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Варсонофий Великий ===== **Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое** Вопрос. В Писании сказано: **искуси мя, Господи, и испытай мя**, и еще: //радуйтеся, егда во искушения впадаете различна// [[new:iak:01:02|(Иак.1:2)]]; а в другом месте: //не введи нас во искушение// [[new:mf:06:13|(Мф.6:13)]], Господи; и еще: //молитеся, да не внидете в напасть// (искушение). Кажется, что сии места противоречат одно другому, а потому и прошу тебя объяснить мне различие искушений. Ответ. Сказать: **искуси мя, Господи, и испытай мя**, может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, находящее по попущению Божию, дано было ему испытать себя, - сохранит ли он терпение в тесноте сего искушения. Терпение же, как сказано, ведет человека к искусству и прочим благам; и отсюда несомнено происходят радость и преуспеяние; ибо воля подвизающегося не содействует такому искушению, но более сопротивляется, и человек всячески понуждает себя к труду, чтобы не быть ему побеждену сим искушением. А сказать: //не введи нас во искушение//, означает: не попусти нам быть искушенными от своей воли и своего хотения; потому что от падения в такое искушение происходит смерть, и о сем-то говорит Спаситель: //молитеся, да не внидете в напасть.// Посему оный праведник и молится сугубою молитвою, прося, дабы ему быть искушенным, по попущению Божию, к испытанию ради спасения, и вместе прося, дабы не быть искушенным от своей воли и своего хотения в погибель душевную. //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 389.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое** И отсюда видно, что псалом написан ранее греха; потому что, как живущий в простоте и незлобии, непознавший опытом греха, желает опасных подвигов. Утробами же и сердцем называет помыслы; и о сем говорили мы многократно. ===== Евфимий Зигабен ===== **Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое** **Искуси мя, Господи, и испытай мя** Это говорит Давид не по гордости, но просит, чтобы был испытан или дознан в отношении к прошедшим случившимся с ним событиям, и был искушен, т. е. также испытан и дознан и в отношении к будущему, тверд ли он в расположенности своей как прежде, так и после. **Разжжи утробы моя **(проникни огнем почки мои)** и сердце мое** Почками Давид изображает вожделение, а сердцем гнев И как бы так говорит: испытай почки и сердце мое, как испытывают златоплавильщики золото посредством плавильни. Ибо я ни вожделения не имел к царству Саула, ни ярости ко причинению ему мщения. Другой толковник говорит (может быть //св. Кирилл//): С вероятностью можно сказать, что ум святых радуется, когда кому либо из них предлежит испытание за добродетель, ибо они знают, что когда в ком есть благоухание добра, в том непременно откроется ясно сия сила, подобно благовонию ароматов, когда их бросают в огонь. Потому то и говорит: Искуси меня: и тогда мы весьма хорошо будем испытаны. //Феодорит//: и из этого видно, что этот псалом написан прежде греха. Ибо, живя в простоте и незлобии и не испытав греха, он желает трудных подвигов; а почками и сердцем называет помыслы. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое.** Понеже сказал: //яко аз незлобою моею ходих//, то сие доказывает свидетельством Бога, Который обмануться и обмануть не может. Ибо не с тем сие глаголет Богу: //искуси и испытай//, аки бы Он чего-либо не знал, но дабы другим то показал, что Он видит един. Таким образом Давид, надеяся на добрую совесть и на незлобие сердца своего, ко Господу глаголет: //искуси мя, и испытай мя//, то есть: прилежно истяжи, так ли в самом деле есть, как я говорю, проникни в самыя внутреннейшия и глубочайшия сокровенности сердца моего. Паче же, //разжзи утробы моя и сердце мое//: то есть, испытай самыя помышления и желания мои с таким тщанием, с каким испытуется злато, огнем искушаемое. Итак, в сем месте не о том просит Давид, чтоб Бог испытал и искусил его бедствиями, и разжег утробу и сердце его огнем скорбей, как некоторые толкуют, но напротив того, просит избавления от врагов, представляя свою невинность, и желая, чтоб Бог открыл оную людям, и клеветы врагов самым делом отразил, яко всевидящий и вся испытующий. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое** //"Расплавь внутренности мои и сердце"// - суди и исследуй меня не только со стороны поступков, но мыслей и чувств. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое** **Искуси** значит то же, что и испытай. **Разжзи** – от слова «разжизати» – разжигать; **разжзи утробы моя** – значит, разожги, расплавь на огне внутренности, т.е. проникни в самые внутренние, сокровеннейшие и глубочайшие помыслы и чувства души моей. Образ выражения взят здесь от действий мастеров плавильного искусства, которые пробуют, испытывают достоинство металла, разжигая и переплавляя его на огне. Господу Богу, как всевидящему и всеиспытующему, известны были, конечно, незлобие и невинность Давида по отношению к Саулу и другим врагам его; но Давид, зная это и предоставляя себя суду Божию, просит, чтобы Господь эту невинность его открыл пред людьми и таким образом самым делом отразил клеветы врагов его. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]