[<10>] ====== Толкования на Пс. 25:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи** **Умыю в неповинных руце мои.** Буду, говорит, чист от скверных дел их. **И обыду жертвенник Твой, Господи.** В этих словах ясно проповедует словесное служение. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой Господи: Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя** Посему весьма гнушаюсь их суеверием, желаю же видеть жертвенник Твой, Господи, внимать ушами моими Твоим песнопениям и научать неведующих величию чудес Твоих. А сказанное: //«умыю в неповинных руце мои»//, подобно тому, что сделано Пилатом, который, не восхотев стать сообщником в иудейском убийстве, умыл руки, и самым делом показал удаление свое от совершаемаго Иудеями. Посему, говорит Пророк, как неповинный и неимеющий никакого с ними общения, смело умыю и руки. ===== Евфимий Зигабен ===== **Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи** **Умыю в неповинных руце мои** Древние, когда хотели засвидетельствовать, что они безвинны и не причиною (чьего) либо осуждения, имели обыкновение умывать пред народом руки свои водою, чтобы сим омовением показать чистоту рук и совести своей. В таком смысле поступил Пилат и касательно Господа Христа, по //Феодориту//. Посему и Давид говорит, что он умыет руки свои вместе с невинными в доказательство, что он невинен во всем том, о чем сказал выше, то есть, что он не сообщался с злыми. **И обыду жертвенник Твой, Господи** Очистилище, или верхняя доска кивота находилась во внутренности Святая Святых, а жертвенник был вне во Святых. О последнем-то пророчествует Давид, что он обойдет его в незлобии своем со множеством жертв и множеством иереев, служащих при оных. Слова (думаю //Кирилла//): Обхождение нами жертвенника означает еще нечто другое,—то, что не должно удаляться от Бога, но как бы близ и вокруг его казаться стоящими, чтобы среднего места не занимал грех и не отдаляло нас мирское удовольствие. Ориген говорит, что приступающее с молитвою (к жертвеннику), быть может, омовением рук изображают, что они готовы воздавать преподобные руки (в Катен.) Почему и //Аристей// говорит: вопрошают потом, для чего не иначе, как умыв руки, начинают молитву? и объясняет, что это есть доказательство неделания никакого зла и таким образом они благочестиво и праведно относят все к правде и истине (в замечаниях //Кордерия//). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник твой, Господи,** Рекши: //возненавидех церковь лукавнующих, и не седох с сонмом суетным,// то есть, с неверными идолопоклонниками, между которыми тогда обращался, присовокупляет противное, показывая, что любит скинию Господню и собор Святых: притом дает обет, что имеет творить, когда, при Божией помощи, из странствия во отечество возвратится.// Умыю//, глаголет, //в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи:// то есть, прежде, нежели взойду в скинию Твою, умыю руки мои, как делают люди благочестивые, и после того обойду с певцами олтарь Твой. Что касается до сущности сих слов, то Давид написал их, применяяся к заветному обряду Иудеев, которые прежде вхождения в скинию омывали водою как руки свои, так и приносимыя жертвы. О сих омовениях Апостол Павел упоминает в послании к Евреем ([[new:evr:09:10|Евр. 9:10]]), нарицая оныя //оправданиями плоти//. И понеже омовение оное внешнее было знамением чистоты внутренния, сего ради Давид глаголет:// умыю в неповинных руце мои//, означая, что он хощет всегда сохранять внутреннюю чистоту, как делают неповинные, и не иметь участия с лицемерами, которые имеют руки чистыя, но сердце оскверненное. Следующия за сим слова: //и обыду жертвенник Твой// некоторые относят ко множеству жертв, коими хотел Давид отвсюду олтарь наполнить: но другие приличнее относят их к лику певцов, окружавших олтарь. Ибо в следующем псалме глаголет: //обыдох и пожрох жертву хваления и воскликновения;// да и в сем месте вскоре присовокупляет: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи** Псалмопевец не боится самого точного и строгого расследования Богом своего дела, и просит даже такового; он всегда во всех своих действиях обращал и обращает свой взор к Богу, и никогда не имел общего дела с нечестивцами; сознавая себя невинным, он может поэтому умыть свои руки, объявить себя чистым. Его радует не неправда, не суетные какие-либо вещи, но Господь и прославление Его в богослужении. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник твой, Господи** //Как невинный, я буду ходить к Твоему жертвеннику, чтобы воспеть хвалу Тебе и говорить о Твоих чудесах// Омовение рук служило внешним знаком невинности (см. [[old:ish:30:17|Исх XXX:17-21]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя** У древних было в обычае, а у евреев даже требовалось законом умовением рук, а в некоторых случаях и всего тела, свидетельствовать о невинности или непричастности к чему-либо законопреступному [[new:evr:09:10|(Евр. 9:10]]; [[old:chis:19:07|Чис. 19:7)]]. Так поступил, например, Пилат, когда, предавая иудеям на смертную казнь Господа Иисуса Христа, признавал в то же время Его ни в чем неповинным; о чем свидетельствовал публично пред всем народом и тем как бы оправдывал самого себя в невольном осуждении Неповинного, при чем умыл руки пред всем народом [[new:mf:27:24|(Мф. 27:24]], [[new:mf:27:26|26)]]. Так поступает и Давид. Прося суда над собою у Самого Господа, он свидетельствует о своей невинности, как в отношениях к врагам своим, так и в отношении к филистимским идолопоклонникам, у которых он скрывался, бегая от гонения Саула, – к тому нечестивому и законопреступному сборищу, с которым не имел никакого общения; при чем дает обет – умовением рук очиститься от осквернения невольного (если бы таковое и было) в земле языческой и в чистоте души и тела приступить к жертвеннику Господню. Ненавистны мне, говорит он, церковь лукавнующих и суетное сонмище их, но я люблю скинию Господню и собор святых служителей ее. А потому, когда с помощью Божией я возвращусь из странствия в свое отечество, я пойду к жертвеннику Божию. Но прежде чем войти в скинию, я умою руки мои, как делают священники и благочестивые иудеи, по законному обряду [[old:ish:30:20|(Исх. 30:20)]], и потом вместе с певцами обойду алтарь Твой, Господи. Певцы иудейской скинии, по обычаю, во время принесения жертв обходили или становились вокруг жертвенника и воспевали хвалебные песни в честь и славу пресвятого имени Господня; причем нередко во дни суббот и нарочитых праздников здесь же происходило чтение Божественного Закона из книг Моисеевых, и этим чтением возвещалось народу о чудесах Божиих. Вот об этом и говорит здесь Давид: когда приду к скинии Твоей, Господи, то вместе с певцами обойду жертвенник Твой для того, чтобы услышать мне хвалебные песни, воспеваемые в честь и славу пресвятого имени Твоего и вместе с другими – прославлять Тебя, поведать о чудесах Твоих, как удивительно поступил Ты с египтянами, и вообще о всем том, как судодейсгвовал Ты с самого начала мира. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]