[<10>] ====== Толкования на Пс. 26:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся** **Псалом Давиду прежде помазания** //Содержание:// Псалом этот содержит в себе предуведомление об участи врагов, понятное уже из того, что, приял Давид от Бога, и с исповеданием соединенное испрашивание вторичных благ. Слова же: //прежде помазания,// означают, что Давид Божественным Духом провидев, как он, хотя будет помазан в Царя, однако же впадет в искушения, препоясывает чресла мужеством и достаточно укрепляет себя, чтобы противостать опасностям. **Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся**. Доверившись свету Господню, превозмогает сопротивные силы, и говорит: просвещаемый Тобою, презираю всех враждующих против меня. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся** Точно, Он и внешний вид лица моего просвещает или делает светлым. А без Него, когда то есть нет Его в моем сердце, мрачен вид лица моего. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся** **Псалом Давиду прежде помазания** Надписания сего в Екзаплах я не нашел, но есть оно в некоторых списках. Иные взяли сие за повод отвергать все надписания, как неистинныя. Ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати Всесвятаго Духа, и притом был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже трекратно: в первый раз в Вифлееме Пророком Самуилом; во второй раз в Хевроне коленом Иудиным после погибели Саула, и в третий всеми коленами по смерти Мемфивосфея. О втором же помазании сказуется так: //«и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? и рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон»// [[old:2ts:02:01|(2Цар.2:1)]]. Потом бытописатель разсказав, как он взошел, присовокупил: //«и приидоша мужи от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным»// [[old:2ts:02:04|(2Цар.2:4)]]. О третьем помазании опять сказуется так: //«и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон»// [[old:2ts:05:01|(2Цар.5:1)]], и чрез несколько слов: //«и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и помазаша Давида на царство над всем Израилем»// [[old:2ts:05:03|(2Цар.5:3)]]. А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство, и вступил в управление делами. Итак изрек он слова сии гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху, и помолясь в скинии Божией, прияв благословение святых хлебов, избежал от рук врага. О сем и говорит он в этом псалме: //«яко скры мя в селении своем в день зол моих»// [[old:ps:026:05|(ст. 5)]]. Тогда и Доик Идумеянин, пасший там царских мсков, известил Саула о бегстве Давидовом; почему и говорит Пророк в псалме: //«яко возсташа на мя свидетеле неправеднии»// [[old:ps:026:12|(ст. 12)]]. Но яснее покажет сие подробное. **Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся** Просвещаемый Тобою, говорит Пророк, и озаряемый умным Твоим светом, пренебрегаю я всех в совокупности врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся** **Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся** Ты, говорит, Господи, просвещение для меня. Ибо, Ты отогнал от очей моих облако печали, и просветил их светом божественного Твоего заступления. Ты и Спаситель (мой), ибо Ты меня освободил от навета врагов моих. А кого мне бояться — сказал вместо — никого не убоюсь, имея Тебя Спасителем моим. **Господь защититель живота моего — от кого устрашуся** Поелику, говорит, Ты, Господи, защищаешь меня и помогаешь мне; то кого мне страшиться? Без сомнения — никого. О защищении ясно сказано в псалме 17, [[old:ps:017:02|ст. 2]], где читается: заступник мой и рог спасения моего. На cиe говорит //Ориген//: Мудрый и просвещенный познанием так говорит. Таков был и тот, кто говорил: кто меня разлучит от любви Христовой? Ибо если истинно Христос за нас, то ничтожен всякий противник наш. Робости не потерпит тот, кто от любви говорит cие. Ибо робким, по словам Господа, участь в озере огненном, [[new:otkr:21:02|Апок. 21,2]] (в Катенах). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом Давиду, прежде помазания. Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?** **НАДПИСАНИЕ** Из сей надписи явствует, что сей псалом сложил Давид прежде вступления своего на престол, и следовательно во время гонения Саулова. Ибо хотя и помазан был елеем от Самуила, когда был еще отроком, но помазание оное было частное, а не торжественное, и учинено более для назначения, нежели для произведения в царя. Торжественно же помазан был в царя гораздо после, то есть, по убиении Саула на брани, как видно из второй книги Царств [[old:2ts:02:04|2Цар. 2:4]]. О сем убо последнем помазании разуметь должно надписание псалма сего. **СОДЕРЖАНИЕ** //В сем псалме, во-первых, просит Давид Бога, дабы возвратил его в отечество, чтоб мог всегда иметь случай упражняться в действиях Богослужения, как внутренняго, так и внешняго, ст. 4 и 6. Во-вторых, просит, дабы он, под покровом милости Его находяся, и впредь защищаем и сохраняем был от всякаго бедственнаго приключения, ст. 7 и 12. В-третьих, наконец, утверждает себя надеждою, что он, имея такого помощника и покровителя, каков есть Бог, уповает воспользоваться не токмо благополучием земным, но и вечным на небеси, а к сей благой надежде и других возбуждает, ст. 13 и 14.// Скорбь наводит тьму, а благоденствие приносит свет. Ибо скорбь возмущает и в смятение приводит душу, так что она не удобно видит, что ей делать должно, и потому или в порок нетерпеливости, или в другий некоторый грех впадает. Но когда Бог ниспосланным свыше светом тьму проженет, тогда душа тотчас усматривает, что скорбь, которая во тьме нощной великий страх причиняла, есть один токмо призрак, и что при Божием покровительстве не токмо не может вредить, но еще и удивительную пользу приносит. Сие благодеяние Божие Давид испытав на себе, как от лица своего, так и от лица всех избранных воспевает тако: //Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся//? Аки бы сказал: невежество и слабость делали меня боязливым в скорби; но когда Господь просветил мою мысль, и мне ясно зреть даровал, что всякое временное бедствие не долговременно и не тяжко, и когда елеем милости Своея исцелил немощь мою: от того времени никого не боюся. Присовокупляет другий довод, которым удостоверяет себя, что никакого страха бояться не должно. Ибо Господь, глаголет, не токмо просвещает и исцеляет, но и просвещеннаго и исцеленнаго не оставляет, и непрестанно покрывает щитом промысла и благоволения Своего. //От кого убо устрашуся? Аще Бог по нас, кто на ны?// ([[new:rim:08:31|Рим. 8:31]]). И аще царь, полком смертных воинов окруженный, не боится: то раб ли Божий, сопровождаемый покровительством всемогущаго и безсмертнаго Владыки, убоится? //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся** Псалом этот мог быть написан во время Саулова гонения. Он разделяется на две части: в первой (ст. 1-6) псалмопевец «на крыльях веры подымается к небу, и смотря оттуда вниз на землю, на бедствия и опасности, посмевается им». Настоящие бедствия, приготовленные ему клеветливыми врагами, представляются ему густою тьмою; но Господь для него есть свет и светильник [[old:mih:07:08|(Мих. 7:8)]], так как Он помогает ему (**Спаситель**) и защищает его (**Защититель**); поэтому псалмопевец не убоится, хотя бы и еще большие опасности постигли его. Только об одном он всегда молил и в настоящей нужде молит Господа, чтобы пользоваться ему близостию к Нему; ибо тогда он хорошо будет защищен и из окружающих опасностей выйдет победителем над своими врагами, и за это пред всеми прославит Господа. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся** Надписания "прежде помазания" нет в еврейской Библии, но есть у 70-ти и в Вульгате. Это надписание может быть понимаемо как указание, что псалом был написан Давидом прежде его помазания пред народом в царя Израиля. Так как в псалме изображается положение Давида угнетенным и всеми оставленным, даже родителями (а это последнее происходило во времена гонений от Саула, когда родственники Давида боялись входить с ним в сношение), то с большим основанием псалом нужно считать писанным во время гонений от Саула, а не Авессалома, до какого времени едва ли могли дожить родители Давида. **Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся** //Так как Господь свет мой и крепость моя, то я не боюсь нападения врагов и их полчищ: они погибнут// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся** **Псалом Давиду, прежде помазания** – таково надписание сего псалма. Как видно из библейской истории, Давид получил три помазания: первое от пророка Самуила, еще при жизни царя Саула, в доме отца своего Иессея, в городе Вифлееме, когда он, еще будучи малолетним отроком, приведен был с поля от стада, которое он пас [[old:1ts:16:13|(1 Цар. 16:13)]]. «//И ношашеся//, – сказано в книге Царств [[old:1ts:16:13|(1 Цар. 16:13)]], – //Дух Господень над Давидом от того дне и потом//». А прежде сего помазания, как не получивший Духа Святого, Давид не составлял псалмов. Второй раз помазан был Давид торжественно, когда вступал с правами царя, по смерти Саула, в управление двумя коленами – Иудиным и Вениаминовым [[old:2ts:02:04|(2 Цар. 2:4]], [[old:2ts:02:07|7)]]. О сем помазании и говорит надписание сего псалма – **прежде помазания**, что согласно и с содержанием псалма, в котором пророк изображает свою крепкую надежду на всемогущего Защитника его от врагов – Господа Бога. Третье помазание Давида было также всенародное, пред вступлением его в управление всеми 12 коленами еврейского народа [[old:2ts:05:03|(2 Цар. 5:3)]]. По смерти Саула прекратились гонения на Давида, о которых упоминается в псалме [[old:ps:026:02|(ст. 2]], [[old:ps:026:06|6]], [[old:ps:026:11|11]] и [[old:ps:026:12|12)]], а эти гонения были в период времени от первого до второго помазания. Испытав неоднократно на себе помогающую ему всесильную и вседержавную десницу Божию, Давид, хотя и подвергался нападениям со стороны врагов своих, но при этом уже не испытывал никакого страха в душе своей, что и выразил в первых словах сего псалма. **Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся** В жизни каждого человека бывают обстоятельства скорбные и печальные, наводящие на него омрачение, приводящие душу его в такое глубокое смущение, что она, как бы ночью, ходит впотьмах, не зная, что делать и на что решиться, а потому или впадает в отчаяние, или от недостатка терпения предается другому какому-либо греху. В таких обстоятельствах был и Давид в то время, когда укрывался от гонения Саула. Скорбные и тесные обстоятельства наводили на него страх и душевное омрачение, так что он решался на разные ухищрения для избежания угрожающих ему опасностей. Таковое, например, омрачение и страх напали на него, когда он принужден был притвориться безумным пред лицом гефского царя Анхуса [[old:1ts:21:15|(1 Цар. 21:15)]]. Но во время тех же самых гонений и преследований со стороны Саула, Давид испытал и видел на себе многократные случаи милости и помощи Божией, которыми Господь, спасая его от бед, как бы отгнал от него мрак скорби и смущения, и он, чувствуя над собою покровительство Божие, укреплялся в вере в Бога, а потому и заявляет, что теперь нечего ему бояться, что теперь Сам **Господь** и **просвещение** ему, и Спаситель, и Защитник против всех бед и опасностей жизни. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]