[<10>] ====== Толкования на Пс. 26:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе** **И солга неправда себе,** т. е. изнемогла неправда, от которой терпели мы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Нил Синайский===== **Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе** Сказано: **«не предажде мене в души стужающих ми»** [[old:ps:026:12|(Пс. 26:12)]], потому что нечистые страсти, об освобождении от которых должно молиться, – это **«души»** демонов. **//Письма на разные темы. Монаху Лимению.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе** См. Толкование на [[old:ps:026:11#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 26:11]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе** **Не предаждь мене в души стужающих ми враг моих ради** Говорит, не предай меня, Господи, душам оскорбителей, вместо оскорбляющим меня воинам по описанию, дабы, взяв меня в свои руки и победив меня, не радовались враги мои. Это говорит о Сауле. **Яко восташа на мя свидетели неправеднии** Давид здесь говорит о Сауле, который неправедно и ложно свидетельствовал, что Давид имеет намерение умертвить его. **И солга неправда себе** Вышеозначенное свидетельство Саула, говорит, солгало себе, т. е. не оказалось истинно. Ибо я ни в чем не обидел Саула. Или можно понимать и так, что свидетельство и неправда Саула, клонящаяся к тому, чтобы поймать меня в руки, обманулась,—не достигла желаемой цели своей. Феодорит: это взято из общего употребления. Ибо и у нас о тех, которые злоумышляют, но не могут причинить вреда, говорят: он себе сделал вред, а не мне, так и блаженный Давид сказал: солгала неправда себе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.** Продолжает то же прошение, и молится, дабы не предан был хотению злобных гонителей своих, которые при всяком случае старалися причинять ему досады и озлобления. Ибо душа часто в Священном Писании полагается за хотение или за волю, как и в сем месте. Таким образом назнаменует, что враги Давидовы весьма сильное желание имели погубить его. К сему присовокупляет, что не токмо скрытными клеветами, и ложными доносами, но и явною силою нападали на него: ибо в Еврейском тексте, вместо //солга неправда себе//, читается: //дышащие нападением.// А дышущими нападением нарицает тех, которые ни о чем ином не мыслят, как разве об оружии и убийстве. По переводу седмидесяти толковников, оныя слова, //солга неправда себе//, означают, что клевета, возводимая на праведника от злых людей, обращается в собственную их погибель. Подобно сему иными словами сказал Даниил [[old:dan:13:59|(Дан. 13:59)]], одному из неправедных оных старцев, обвинявших Сусанну: //и ты солгал еси на свою главу.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе** ** Солга неправда себе.** Свидетели неправедные не устояли, и они обманулись, и во вред не мне, а во вред себе. Феод. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе** Выражение **в души стужающих** в переводе с еврейского означает: на произвол врагам. И в других местах Священного Писания слово «душа» употребляется в смысле «воля», или «хотение»; а злое хотение, или намерение (каково было у врагов Давида относительно жизни его), и называется произволом. **Свидетелями неправедными** названы здесь тоже враги Давида, которые распускали о нем ложную молву, неправду ([[old:1ts:24:10|1 Цар. 24:10]] и проч.), и эта **неправда** их обращалась на их же главу, во вред им самим: **солга неправда себе**. Таким образом, смысл изречений сего стиха должен быть такой: враги мои, говорит Давид, домогаются погубить меня; но не предавай меня, Господи, на произвол врагам моим, угнетающим меня: ибо восстали на меня свидетели неправедные; но неправда их, взводимая на меня, обратилась самим же им в погибель. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]