[<10>] ====== Толкования на Пс. 27:2 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Услыши Господи глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему** Храм не был еще построен; храмом же именует Пророк скинию, в которой молился, будучи далек от нея телом, но устремляя туда ум. Так и блаженный Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенныя к Иерусалиму, не в том предположении, что Божество описуется там местом, но зная бывшее там Божественное явление. ===== Евфимий Зигабен ===== **Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему** Храмом Давид называет здесь скинию Моисея, к которой, простираясь умственно и по положению места, он поднимал руки свои и просил Бога, хотя и далеко был от скинии телом, так как пребывание он имел на горах по причине гонения Саула. Ибо так и Даниил, молившийся в Вавилоне, отворял окна дома своего, обращенные к месту Иерусалима не потому, что он ограничивал Бога Иерусалимом, но потому что знал о бывшем там явлении Бога, как говорит //Феодорит//. Или под храмом должно разуметь небо, согласно с словами: живущий на небесах посмеется им [[old:ps:002:04|(Псал. 2,4)]]. И Божественный //Кирилл//: Воззванием здесь называет не высокий, или громкий голос, ибо так молиться неприлично святым; но усилие и непрестанное углубление ума в Боге. Ибо он некоторым образом принимает и таковые голоса молящихся, когда они во время молитвы воздевают преподобные руки. У иудеев нет этого обыкновения— воздевать руки во время молитвы; но для пребывающих во Христе это не новое занятие. Распростертием рук они выражают честный образ спасительного креста, исповедуя самым делом, что они посвятили себя Христу, и в кресте Его поставляют свою славу, как причастники страданий Его. Взяв на себя крест и последуя Ему, по Его наставлению, мы из себя делаем образ креста. Но между молитвою, прошением и благодарением есть различие. Когда у нас недостает чего (из сих), тогда мы молимся. Когда, представив достоинство Божие, я прошу чего у Бога, тогда я молюсь. А когда уже сделаюсь другом (Его), тогда благодарю. Так и Павел, восходя от меньшего к большему, говорит: прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения [[new:1tim:02:01|(1 Тим. 2,1)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому твоему.** Сие повторение одних и тех же слов не без причины положено. Ибо Давид означает, что он, будучи поражен печалию и страхом, не с холодным духом молился Богу, но горел к Нему великим желанием. Сие внутреннее расположение во втором члене изъявляется внешним признаком. Обыкновение воздевать руки вверх во время молитвы было известно людям во всех веках. Природа вдохнула оное в мысли даже и самых язычников, дабы под сим видимым знаком направляли они чувства свои к единому Богу. В Еврейском тексте вместо //к храму// читается //к святилищу//: но в сем месте и храм и святилище приемлется за храм небесный. Ибо Давид не так был привязан ко внешнему святилищу, чтоб не знал, что Бога должно искать духовне, и что люди тогда к Нему приближаются, когда, оставя мир, проникают верою в небесную славу. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему** С полною надеждою псалмопевец по время бегства прострет свои руки к Иерусалиму, к жилищу Господа, и молит, чтобы Господь услышал его, не такой жребий приготовил ему, какой следует лживым врагам, не погибель, не постыдную смерть; молит, чтобы Господь воздал этим врагам по делам их и совершенно истребил их, так как они не обращают внимания на великие дела Божии, в которых Он так часто уже являл Себя святым, праведным, и не побудили этим себя к праведности. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому твоему** //"Поднимаю руки... к храму Твоему"// - обычай молиться с воздетыми руками по направлению к храму, как месту обитания Господа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему** Воздеяние рук на молитве [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2]]; [[old:3ts:08:22|3 Цар. 8:22)]] к Богу было обычаем не у одних иудеев, а и у других народов и во все времена; у евреев же, кроме того, требовалось, чтобы, находясь где-либо вне Иерусалима, они во время молитвы обращались к той стороне, где находился храм и кивот Завета. Так поступал пророк Даниил, находясь в Вавилоне [[old:dan:06:10|(Дан. 6:10)]]. О том же говорит и Давид, находясь в изгнании – в чужой земле. Услышь, говорит он, Господи, голос мольбы моей, когда я молюсь Тебе, когда я поднимаю руки мои, обращенные **ко храму святому Твоему**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]