[<10>] ====== Толкования на Пс. 27:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я** **Яко не разумеша в дела Господня.** То есть, не захотели приять собственного своего спасения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я** **«Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его».** Так поступали они, говорит Пророк, не пожелав изучить ни слова, ни дела Божия. Посему «**разориша я, и не созиждеши я:»**, потому что для худых домостроителей полезно разорение лукаваго домостроительства. Из сего также видно, что сказанное выше изрек пророчественно, не зложелательствуя им, но предрекая будущее. Ибо не сказал: разори, но: //«разориши и не созиждеши»//. Потом, научаемый божественным откровением, и издалека предусмотрев будущую помощь, подвигнул язык к песнопению. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я** **Яко не разумеша в дела Господня** Потому, говорит, что они доселе не поняли домостроительства и долготерпения Божия, т. е., что Бог столько терпит злым для того, чтобы и зло их открылось и в надлежащее время они были наказаны непростительно. **И в дела руку Его** Тех, говорит, дел Господа, которые Он производит с правым и справедливым намерением. Ибо руки здесь означают дела производимые с разумом. Еще иной: Из дел Господа одни видимы, а другие невидимы, в которых несведущие подвергли себя наказаниям. Или под делами Господа разумеются слова Его, а под делами рук Его—творения Его, по //Феодориту//. **Разориши я и не созиждеши** Это пророчество о совершенной погибели злых. Когда, говорит, они падут, уже более не встанут. Слова //Феодорита//: У худых строителей всецело разрушается злое их строение. И отсюда видно, что и это сказал пророчески, так как и прежде сказанное, не проклиная их, но предсказывая будущее. Ибо не сказал: разрушь, но разрушишь и не созиждешь. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку его: разориши я и не созиждеши я.** В сем стихе открывает Пророк корень нечестия, показывая, что беззаконные потому дерзки бывают к нанесению вреда, понеже озлобляя людей и творя всякаго рода злодеяния, не мнят, что имеют дело с Богом, но, будучи ослеплены успехами, воображают, что Бог к одним только им милостив, а о добрых, в утеснении находящихся, никакого попечения не имеет, и что мир подобно колесу случайно вращается. Таким образом самопроизвольно, при самом ясном свете, слепотствуют, как и пророк Исаиа сказал о них: //горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающим тьму свет, и свет тьму// ([[old:is:05:20|Ис. 5:20]]). Но понеже Бог и при самой величайшей тьме не престает проявлять чудных промысла Своего знамений, то нечестивые делаются неизвинительными, когда не вникают в них. Сию безпечность изображая, Пророк, во-первых, глаголет: //не разумеша в дела Господня//; потом присовокупляет: //и в дела руку Его//, показывая, что нечестивые, продолжая безпечную жизнь, попирают ногами все, что ни встречается из дел Божиих, служащее ко обузданию неистовства их. Следующия за сим слова: //разориши я, и не созиждеши я,// употребляет Пророк, сообразуяся оным словам: //в дела руку Его//, которыя суть как бы некое строение; аки бы сказал: понеже не разумеша строения Божия, того ради Бог разорит их, и никогда паки не возсозиждет. Сие наилучшим образом приличествует всем вообще беззаконникам, которые не разумеют, что они суть творение Господне, созданное по образу и по подобию, искупленное кровию Господа Иисуса Христа, и безчисленными дарами от естества и благодати обогащенное. Сего ради так наконец разорятся, что никогда уже не возсозиждутся, дабы отсюду непрестанно могли чувствовать казнь свою, якоже Господь Вседержитель глаголет инде: //тии созиждут, и Аз разорю// ([[old:mal:01:04|Мал. 1:4]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку его: разориши я и не созиждеши я** //"Не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его"// - враги Давида в своих действиях руководятся личными влечениями, не заботясь о том, что их дела могут и идут в несогласии с делами Бога. Под последними разумеются определения Бога относительно Давида, которого он помазал на царство (см. [[old:ps:027:08|8]] ст. ) и которому, поэтому, заповедано Богом оказывать повиновение со стороны народа. Враги Давида этого "действия" Господа не хотят слушать, а желают низложить его, чем вызывают на себя гнев Господа, который их //"разрушит"//. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я** Выражение **не разумеша в дела Господня** значит: люди нечестивые и злобные настолько были беспечны и невнимательны к делам Божиим, что не поняли домостроительства и долготерпения Божия, а потому заслуживают должного наказания как справедливого воздаяния за свое нечестие, за лукавые и злые намерения и дела. В том и заключается причина или корень нечестия, что нечестивые, оскорбляя людей и совершая всякого рода злодеяния, забывают о Боге и в ослеплении своем не думают, что имеют дело с Богом, а воображают, что мир имеет самобытное происхождение и все в нем вращается случайно. Высказав причину лукавого и злобного поведения нечестивых, псалмопевец предсказывает о совершенной погибели их как заслуженном ими наказании от Бога: Ты низложи их, говорит, и не воссоздашь их: **разориши я и не созиждеши я**. Так пророчески предрек о совершенном разрушении царства Израильского и о рассеянии евреев. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]