[<10>] ====== Толкования на Пс. 27:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему** **И процвете плоть моя.** Этим ясно проповедует Воскресение. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему** См. Толкование на [[old:ps:027:06#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 27:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему** **Господь помощник мой, и защититель мой** Это выражает уверенность в том, что Господь помощник Его. **На Него упова сердце мое, и поможе ми** Поелику, говорит, я уповал на Бога, как единственно истинного, то посему я не обманулся в своей надежде, но получил от Бога помощь. **И процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему** Тело мое, говорит, которое прежде иссохло было от беспокойства и злострадания, теперь ожило и прозябло, как растение. Посему от воли, или произвольно и охотно, а непринужденно буду славословить и благодарить Господа. Подобно сему и следующее: волею принесу Тебе жертву [[old:ps:053:06|(Пс. 53,6)]]. А исповеданием называет благодарение, как мы изъяснили. Божественный Кирилл сказал: Я, говорит, получил помощь, так что и плоть моя процвела, по причине великого утешения. Ибо написано: когда весело сердце, то и лице цветет. А находящееся в печали помрачается. Ибо скорби сильно изнуряют лице, а веселие восстановляет. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему.** Отсюду начинается вторая часть псалма, в которой Пророк благодарит Бога за оказанную ему милость. Ибо доселе видели мы, какия возсылал он молитвы, находяся в бедствиях: а сим благодарственным гласом извещает, что молитвы его не тщетны были. И тако своим примером подтверждает, что Бог всегда готов подавать Свою помощь, коликократно ни воззовут к Нему раби Его. Ту же мысль в следующем стихе пространнее изъясняет, нарицая Бога //помощником и защитителем своим//, или, как в Еврейском тексте изображено, //крепостию и щитом своим//, дабы чрез сие показать, что он чудесно избавлен был от врагов. К сему присовокупляет веру или упование свое, на которое взирая, Бог помог ему преодолеть коварства врагов. Ибо часто случается, что призывающие Бога неверием своим отревают Его помощь. В третьем месте глаголет, что с радостию и веселием его сопряжено будет свидетельство благодарности. Ибо хотя и лицемеры прибегают к Богу, находяся во утеснении, но как скоро избавлены будут, забывают своего избавителя и предаются безумной радости, без принесения благодарности. Итак вся сущность слов состоит в том, что Давид не тщетно уповал на Бога. Ибо на самом деле испытал, что Господь силою Своею всегда вооружен предстоит к защищению и спасению верных Своих, и что причина истинныя и твердыя радости его сия есть, понеже чувствует, что Бог был милостив к нему; почему и он обещает быть навсегда благодарным Богу. Оныя слова: //и процвете плоть моя//, по переводу седмидесяти толковников, означают то, что Давид, избавлен будучи от изнурения, которое претерпел он во время бегства своего, не токмо духом оживотворился, но и телом помолодел и процвел, возвратив целоздравственное состояние и юношескую крепость сил. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь помощник мой и защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся Ему** Словами сего стиха пророк, во-первых, выражает, что единственным помощником и защитником в различных бедствиях и трудных обстоятельствах скитальческой жизни его был Господь, во-вторых, тут же показывает и причину, почему Господь Бог помогал ему и защищал от вражеских козней и напастей – это потому, что он сердечно уповал на Бога; ибо нередко случается, что иные призывают Бога и молятся, но не имея твердой веры и крепкого упования, не получают просимой помощи и заступления. Далее явственно исповедует, что последствием полученной от Бога помощи было то, что он, будучи избавлен от изнурения, которое претерпел во время бегства от преследований, не только оживотворился и воспрянул духом, но и телом помолодел и процвел: **и процвете плоть моя**. Словом «плоть» означается нередко не только тело, но и вообще – внешнее состояние, а потому Давид как бы так говорит: избавившись от страданий в бегстве, я не только ожил духом, но и расцвел телесно, возвратив прежнее здравие и юношескую крепость сил. После того опять выражает чувства благодарности за полученную помощь: **и волею моею исповемся Ему**, т.е. добровольно, а не принужденно (вследствие, например, законных предписаний), с великою охотою и радостью буду благодарить Господа, исповедовать Его милости и благодеяния, оказанные мне. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]