[<10>] ====== Толкования на Пс. 27:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь утверждение людей Своих и защититель спасений христа Своего есть** **И защититель спасений Христа.** **Христом** называет здесь людей, помазанных на царское священие. Итак, говорит, сам Господь защитит и спасет Им и для Него помазанных. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь утверждение людей Своих и защититель спасений христа Своего есть** Песнословлю же Его, как благаго Владыку, щедро подающаго крепость, силу и спасение царю и народу. Ибо называет себя христом, как царя, потому что имя сие было общее царям, Пророкам и священникам. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь утверждение людей своих, и защититель спасений христа своего есть** Господь, говорит, укрепит посвятившийся ему народ иудейский и будет сражаться за спасение помазанного, по повелению Его, царя. А это говорит Давид о себе и о всем народе своем, потому что знал имевшую последовать перемену, что он будет поставлен царем вместо Саула. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господь утверждение людий своих и защититель спасений христа своего есть.** Повторяет реченныя в предыдущем стихе слова, дабы показать, что Господь благословил и тех людей, которые оказывали ему благотворение и помощь, а паче воинов верных, которые разделяли с ним бедствия и труды. Впрочем все единому Богу приписует: понеже бо ведал, что и человеческая помощь чрез Бога подаваема была, и благополучный успех в делах от Его милости проистекал, то и при оных пособиях взирал на руку Его так, как бы она яве простираема была с небеси. Ибо за недостойное дело почитал, чтоб человеческия пособия (которыя не что иное суть, как токмо орудия Божией силы) помрачили Божию славу. В последнем члене дает сему причину: ибо откровенно утверждает, что он, с малым числом верных ему, был защищаем свыше и одерживал победоносные лавры, яко помазанник Божий. Сие бо назнаменует, полагая имя //Христа//: ибо ежели бы де Бог не помазал его в царя и не удостоил его благодатнаго усыновления, то не милостивее был бы к нему, как и к Саулу. Таким образом, превознося едину Божию силу, которою был на престол возведен, ни силам, ни тщанию своему ничего не присвояет. Здесь особливо заметить должно то, что все благодеяния, которыя сообщает нам Бог, проистекают на нас чрез Христа, о нем же избрал вас Бог в сынов Своих туне. Слово //спасений// полагает в множественном числе потому, что не единожды и не единым образом спасаем был; аки бы сказал, что отнележе Бог рукою Самуила помазал его в царя, оттоле никогда не преставал помогать ему, но безчисленными образы избавлял его, донележе дело благодати своея совершенно на нем исполнил. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь утверждение людей Своих и защититель спасений христа Своего есть** **Господь утверждение людей Своих** по переводу с греческого значит: «Господь – крепость (или сила) народа Своего». Господу Богу **Свои люди** вообще все верующие и любящие Бога, в частности же Своими Богу людьми псалмопевец называет избранный Богом народ израильский [[old:ish:19:05|(Исх. 19:5]]; [[new:lk:02:32|Лк. 2:32),]] и еще частнее – тех, которые были соучастниками в его страданиях во время гонения Саулова. Греческое слово **Христос** во многих местах (6 мест) псалмов оставлено без перевода на русский язык, по которому (переводу) оно значит: помазанник. Таким именем Давид называет себя в том смысле, что он помазан был в царя народа израильского, и вследствие сего помазания он исполнен был Духа Святого и стал пророком Божиим. Таким образом, в словах сего стиха, продолжая исповедовать благодеяния Божии, Давид говорит, что многократными случаями спасения от коварных нападений со стороны врагов, как он сам – помазанник Божий, так и бывшие с ним люди обязаны единственно Господу, Который **есть утверждение **(крепость)** людей Своих и Защититель спасений христа Своего**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]