[<10>] ====== Толкования на Пс. 28:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь** **Псалом Давиду, исхода скинии** //Содержание:// Настоящий псалом поется по отвержении израильтян и по введении на место их язычников. Это показывает и надписание: **исхода скинии**, ясно указывающее нам на исшествие израильтян. **Принесите Господеви сынове Божии.** **Сынами Божиими** именует святых Апостолов, потому что научил их говорить: //Отче наш, иже ecи на небесех// [[new:mf:06:09|(Мф. 6:9)]]. **Принесите Господеви сыны овни.** Под именем **сынов овних** разумеет тех, которые Апостолами из народа иудейского призваны к вере в Господа, или тех, которые уверовали из язычников, так как рождены они от отцев неразумных. **Принесите Господеви славу и честь.** Славу приносит Господу, кто благотворит, по сказанному: //яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]]; а также приносить честь, кто упражняется в добрых делах, по сказанному: //чти Господа от праведных твоих трудов// [[old:pr:03:09|(Притч. 3:9)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь** **«Псалом Давиду, исхода скинии».** Двадцать восьмой псалом имеет общее надписание, ибо сказано: **«псалом Давиду»**. Но имеет также и особенное, ибо присовокуплено: **«исхода скинии»**. Что же это значит? Разберем, что такое **«исход»** и что такое **«скиния»**, чтобы можно нам было войти в намерение псалма. Что касается смысла исторического, то кажется, что священникам и левитам по совершении ими своего дела давалось повеление помнить, что они должны приготовить к служению. Ибо входящих в скинию и оставляющих ее псалом учит, что им надлежит приготовить и что иметь при себе, когда придут в следующий раз, а именно: принести **«сыны овни, славу и честь, славу имени Его»**, и знать, что нигде не подобает служить, как только **«во дворе»** Господнем и на месте Святыни. Что же касается нашего ума, который созерцает возвышенное, и высоким, приличным Божию Писанию разумением усвояет нам закон, то представляется нам следующее: здесь разумеется не овен, то есть мужеский пол овец, не скиния, то есть храмина, сооруженная из неодушевленного вещества, не исход из скинии или удаление из храма, но сие тело, которое есть для нас скиния, как научил нас Апостол, сказав: //«Ибо сущии в скинии сей (в теле сем) воздыхаем»// [[new:2kor:05:04|(2 Кор. 5:4)]]; и еще псалом: //«Рана не приближится селению твоему»// [[(old:ps:090:10|Пс. 90:10)]]. А исход из скинии есть отшествие из сей жизни, к которому Писание советует нам приготовляться, чтобы принести в дар Господу то или другое, потому что здешнее делание служит напутствием к будущей жизни. И кто здесь добрыми делами приносит славу и честь Господу, тот сам себе сокровиществует славу и честь во время праведного воздаяния Судии. Во многих списках находим присовокупленные слова: **«Принесите Господеви сынове Божии».** Ибо не от всякого дар благоприятен Богу, но только от того, кто приносит от чистого сердца. Сказано: //«Нечисты обеты от мзды блудницы»// [[old:pr:19:13|(Притч. 19:13)]]. И Иеремия также говорит: //«Еда обеты и мяса святая отымут от тебе лукавства»// или ты чрез них будешь чист (ср.: [[old:ier:11:15|Иер. 11:15]])? Посему псалом требует, чтобы мы прежде всего стали сынами Божиими и тогда уже приступали приносить дары Богу, и дары не какие случилось, но какие он Сам повелел. Посему **«принесите Господеви»** не всякий, кто бы то ни был и от кого бы кто ни происходил, но **«сынове Божии»**. Он потребует великих даров, потому избирает и великих приносителей. Чтобы не низринуть помыслов твоих долу и не заставить тебя искать овна, сего бессловесного, четвероногого и блеющего животного, в надежде умилостивить Бога сею жертвою, псалом говорит: **«Принесите Господеви сынове Божии»**. Не сын нужен и не то, чтобы ты принес самого сына; но если сын есть нечто великое, то прилично, чтобы и приносимое было велико и достойно как сыновнего расположения, так и отцова достоинства. Посему говорит: **«Принесите сыны овни»**, дабы и приносимые сами переменились, и из сынов овних стали сынами Божиими. Овен есть животное начальственное; он водит овец на питательные пажити, на место отдохновения при водах и обратно в загоны и ограды. Таковы же и некоторые предстоятели стада Христова; они приводят его к доброцветным и благоуханным снедям духовного учения, по дару Духа орошают живою водою, возвышают, воспитывают до плодоношения, указывают путь к месту упокоения, к пристанищу, безопасному от наветующих. Посему слово хочет, чтобы их сыны были приведены ко Господу сынами Божиими. Если же овны суть предводители прочих, то сынами их будут те, которые, по учению предстоятелей, чрез попечение о добрых делах образовали себя для жизни добродетельной. **«Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни».** Понял ли ты, к кому обращена речь? Понял ли, о ком говорится? Сказано: **«Принесите Господеви славу и честь».** Как же мы, земля и пепел, великому Господу приносим славу? Как приносим Ему честь? Мы приносим славу добрыми делами, когда дела наши бывают светлы пред человеками, и люди видят дела наши и прославляют Отца нашего, Который на небесах (см.: [[new:mf:05:16|Мф. 5:16]]). А также можно прославить Бога целомудрием и святостью, к какой обязаны давшие обет благочестивой жизни, как увещевает нас Павел, говоря: //«Прославите убо Бога в телесех ваших»// [[new:1kor:06:20|(1 Кор. 6:20)]]. Сей-то славы требует Господь от верующих в Него и почтенных даром сыноположения, ибо говорит: //«Сын славит отца… и аще отец есмь Аз, то где слава Моя»// [[old:mal:01:06|(Мал. 1:6)]]? А честь приносит Богу, по слову Притчи, кто //«чтит Господа от праведных своих трудов и дает Ему начатки от своих плодов правды»// (ср.: [[old:pr:03:09|Притч. 3:9]]). Также всякий, кто богословствует по предписанному, чтобы не отпасть от правого разумения об Отце и о Божестве Единородного и о славе Святаго Духа, приносит Господу славу и честь. Возвеличивает же славу тот, кто может показать законы, по которым все создано, по которым все содержится, по которым после здешнего домостроительства все приведется на суд. Кто возмог сам созерцать все в подробности, в ясных и неслитных представлениях и после того как сам созерцал, может и другим изобразить благость Божию и праведный суд Его, тот приносит Господу славу и честь, равно как и тот, кто проводит жизнь, сообразную с таковым созерцанием, потому что свет его светится пред человеками и Отец Небесный прославляется от него и словом, и делом, и всякого рода доблестями. Но не приносит Господу славы и чести, кто пристрастен к славе человеческой, кто уважает деньги, кто дорого ценит плотские удовольствия, кто дивится учениям, чуждым благочестия: ибо как добрыми делами приносим славу Господу, так худыми делами производим противное. //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.**// ===== Свт. Григорий Нисский===== **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь** **Псалом Давиду, исхода скинии** Надписание, в котором упоминается: «**исход скинии**», и еще другое: «//о обновлении дому Давидова//» [[old:ps:029:01| (Пс. 29:1)]] близки между собою и по положению и по смыслу. Ибо одно имеет место в двадцать осьмом псалме, а другое в следующем за ним. Каждое из них читается следующим образом: надписание первое: «**псалом Давиду, исхода скинии**», а надписание следующего псалма: «//псалом песни, обновления дому Давидова//». Если не вышли мы из этой чувственной скинии, не обновится истинный дом наш. А смысл сказанного таков: в естестве человеческом умопредставляются две жизни: плотская, водящаяся чувствами, и духовная, невещественная, преуспевающая в разумном и бесплотном житии души. Но невозможно соделаться в одно и то же время причастным той и другой жизни; потому что тщательность об одной из них производит лишение в другой. Потому, если будем стараться соделать душу жилищем Божиим, то надлежит плотью выйти из плотской скинии. Чтобы дом наш обновлен был Тем, Кто обновляет нас Своим вселением, сему невозможно совершиться иначе, как разве когда совершится исход скинии отчуждением от жизни телесной. //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 1-2 **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его** **Псалом Давиду, исхода Скинии** И сего надписания не нашел я в Екзаплах, но оно есть в некоторых списках. На основании же онаго некоторые из писателей заключали, что блаженный Давид изрек псалом сей, когда переносил кивот. Но подобной мысли вовсе не заключается в изречениях псалма; потому что псалом предвещает нечто иное. Содержит же в себе два совокупно пророчества, из которых одно применимо к царю Езекии, а другое к общему нашему Царю, который, разсеяв идольскую прелесть, просветил вселенную лучами Боговедения. И я скажу кратко о пророчестве, относящемся к Езекии, и пространнее о пророчестве нас касающемся, как более требующем нашего внимания. Чудный Езекия, одержав верх над Сириянами, и обрадованный необычайностию победы, дает повеление, чтобы народ воздал за сие Богу жертвами, принес Ему песнопения и славословие, и совершил служение по закону во дворе Его святом; потому что храм для многих был недоступен, и вход в него дозволялся только священникам. Потом объясняет причину сего, указуя на поражение Богом Ассириян, упоминая вместе о громе и молнии, и множество врагов в переносном смысле именуя множеством вод. После сего называет их еще кедрами, давая тем видеть их гордость и многочисленность; и говорит, что они сокрушены, а возлюбленный народ уподобился сыну единорога, как поклоняющийся единому Богу, и Им разсыпавший многия тьмы наступавших неприятелей. При сем внушает, что врагов, подобно пламени, Бог пресек и разсеял, поколебал дружину неведующую Бога, и место, по множеству ополчившихся на нем уподоблявшееся дубраве, очистил от расположившихся там станом, а нас, которые предавались боязливости еленей, укрепил и сделал, что не в бегство обратились мы, но устояли на месте. Посему-то справедливость требует, чтобы мы притекли во храм, и в песнопениях возблагодарили Бога; потому что, освободив нас от врагов, дает нам возможность, и то, чтó вне оград разорено врагами и как бы смыто потопом, вновь соорудить и заселить. Ибо удобно исправим все, имея вечнаго Царя, Который дал нам победу, даровал и мир. Итак, что настоящий псалом изречен о блаженном Езекии, сие ясно дает нам видеть истолкование онаго. Поелику же ветхий завет есть образ новаго; то, сличив тело с тению, покажем их сходство. Там царь благочестивый; а здесь Учитель благочестия Христос: там народ покорный царю, а здесь народ спасаемый Христом; там брань воздвигнутая Ассириянами и их погибель, а здесь востание демонов и их сокрушение. Посему-то благодать Духа дает повеление, чтобы священные Апостолы проповедали язычникам спасение, и уверовавших привели к Богу. Ибо сынами Божиими называет Пророк Апостолов, как нареченных братиями Христовыми. Сказано: скажите братии Моей, что предварю вас в Галилеи [[new:mf:28:10|(Мф. 28:10)]]; а сынами овними названы уверовавшие из язычников, как родившиеся от отцев, не имеющих разума. **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его** Вы, говорит Пророк, уверовавшие в божественную проповедь и нареченные сынами Божиими, со всем усердием пронесите повсюду божественную проповедь, воспитанных в неразумии соделайте разумными, и их первых принесите в дар Богу. Потом чрез них воздайте чествование и возгласите песнопения в домах Божиих, прославляя Благодетеля. Сие сходно с тем, что и Спаситель сказал священным Апостолам: //«шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]]. Ибо и псалом, в след за сказанным выше, упомянул о священных водах. ===== Евфимий Зигабен ===== **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь** **Принесите Господеви сынове Божии! принесите Господеви сыны овни** По изъяснению //Василия Великого// сыны Божии суть апостолы. Так и Господь наименовал их, назвав отцем их Бога: //восхожу к Отцу моему и Отцу вашему// [[new:in:20:17|(Ин. 20:17)]]. Посему сыны овнов суть христиане, уверовавшие из язычников, которых отцы, по //Феодориту//, уподоблялись бессловесным животным по заблуждению в идолопоклонстве. Итак Давид возбуждает Апостолов приводить к Богу язычников. Сочетание слов должно быть следующее: Сыны Божии! приносите Господу, приносите сынов овнов. Для большей выразительности приносите сказал дважды. Можно разуметь и иначе. Сыны Божии суть те, которые усыновились Христу чрез новое бытие в святом крещении и показались совершенными в добродетели. Сыны овнов суть те из христиан, которые рождены от Апостолов евангельскою проповедью, но которые еще не совершенны. Ибо под овнами, если угодно, можешь разуметь Апостолов, как предшествующих стаду Христову. Итак Давид говорит как бы следующее: Вы—совершеннейшие—руководствуйте к благочестию и добродетели менее совершенных. Поелику и это благоприятно и благоугодно Богу. Ибо Господь сказал Петру: //если любишь Меня, паси овец моих// [[new:in:21:17|(Ин. 21:17)]]. **Принесите Господеви славу и честь** Принесите, говорит, Богу славу исповеданием устным, честь, страхом и хранением заповедей Божиих. Ибо если, по словам Апостола, чрез преступление закона бесчестят Бога; то явно, что, напротив того, сохраняющий заповеди Божии почитает Бога дающего заповеди. //Василий Великий// говорит: Славу приносят Господу в добрых делах, по сказанному: чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного; честь—когда чтят Бога, по притче, от праведных своих трудов. И всякий, удачно говорящей о Боге, приносит Господу славу и честь; также и тот, кто может изложить причины, по которым создано все и по которым содержится и будет приведено на суд, и кто ведет жизнь сообразную с таковым разумением. //Афанасий Великий//: Здесь деятельность есть напутствие в будущую жизнь. И кто приносит Господу в добрых делах славу и честь здесь, тот приготовляет себе славу и честь в день праведного воздаяния от судии. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом Давиду, исхода скинии. Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь:** **НАДПИСАНИЕ** В Еврейском тексте сего надписания не находится, но токмо: //псалом Давидов;// прочия слова приложены или от седмидесяти толковников, или от других, и как читаются, так и толкуются двояким образом. Ибо святый Василий Великий и Феодорит читают: //псалом Давидов при исходе скинии//, и мнят, что Давид сложил его по случаю пренесения ковчега Господня от Кариафиарима на гору Сион, на который случай повелел священникам и левитам, входящим в скинию, петь его. Иероним и Августин читают: //псалом Давидов, при совершении скинии//, и мнят, что псалом сей сложен тогда, когда Давид совершил скинию и поставил в ней ковчег Господень. **СОДЕРЖАНИЕ** //Что касается до, содержания, то некоторые мнят, что во всем псалме, по письмени, повествуется о всемогуществе Божием, и что Давид увещавает народ к хвалению Бога, открывающаго силу Свою в чудных делах, которыя Он творит единым словом или повелением. Иные, коих толкование мнится быть выше и достойнее Давидова духа, мнят, что в сем псалме прославляется Евангельская проповедь, чему согласует и надписание совершения скинии. Ибо как Давид проразумевал, что скиния завета есть прообразование церкви, которая во откровении ([[old:ps:021:03|Пс. 21:3]]) нарицается скиниею Божиею с человеки, и купно по откровению Духа предвидел, что орудие, которым скиния сия новая совершиться имела, будет проповедь Евангельская: сего ради при совершении оныя прообразовательныя скинии, просвещенный Духом Святым, воспел величие гласа Господня, имже истинная скиния устрояется. Мы крепко оба толкования предложим.// ТОЛКОВАНИЕ Пророк, намереваясь воспеть хвалы всемогущества Божия, возбуждает сынов Божиих, то есть, избранный Божий народ, которому особенно ведом был Бог, по оному псаломника изречению: //ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его// ([[old:ps:075:02|Пс. 75:2]]), дабы почтили силу Его, во-первых, жертвами, в тогдашнее время употребляемыми, потом возвышением гласа и пристойным поклонением тела. Но по второму таинственному разумению, намереваясь воспеть хвалы Божия гласа, которым совершается скиния, то есть церковь, яже есть матерь всех сынов Божиих, призывает самых сынов сих, самых, глаголю, званных оным небесным гласом, да пожрут Богови жертву хвалы. //Принесите//, глаголет, //сынове Божии, принесите сыны овни//, то есть вы, кровию непорочнаго агнца Христа соделавшиеся сынами Божиими, принесите словесные агнцы, принесите жертву благодарения и хвалы. Тако бо толкует сие сам Пророк в следующем стихе, глаголя: //принесите Господеви славу и честь//. В Еврейском тексте слова сии читаются так: //принесите Богу сынове сильных, принесите Богу славу//, которых слов сущность такая, дабы сильные, отложа гордость и ложное о силе своей мнение, прославили Бога по Его достоинству; ибо сильные мира сего обыкновенно не удостоивают Бога чести сея. Повторением глагола, //принесите//, сильнее настоит Пророк, дабы исторгнуть из них надлежащее почтение к Богу. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 1-2 **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его** По указанию надписания, псалом этот написан Давидом. По еврейскому тексту ход мыслей в нем можно изложить таким образом: псалмопевец призывает ангелов (**сыны Божии**) прославлять на небе (**во дворе святем Его**) Господа, проявляющего свое величие на земле, особенно в грозе, которая везде (Ливан, пустыня) производит ужас и опустошение. Затем в заключение Израиль высказывает свою уверенность, что Бог, так могущественно открывающий Себя в явлениях природы, защитит Свой народ. По тексту же LXX и Вульгаты, смысл псалма может быть изложен следующим образом: Давид только что одержал победу над могущественными царями (**сынове Божии**) языческих соседних народов, победу, которая представлялась ему наказанием (гроза; ср. [[old:ps:017:start|Пс. 17)]] над его врагами. И вот теперь он, как и в других псалмах (наприм. [[old:ps:095:07|95:7,]] [[old:ps:095:08|8)]], побуждает этих могущественных царей (**сынове Божии**) признать единого Бога и принести Ему жертву на Сионе при скинии. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь** Согласно надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библий псалом принадлежит Давиду. Указать точно время и повод его написания, за отсутствием в нем каких-либо точных указаний, невозможно. Дополнение к еврейскому надписанию "при окончании праздника кущей" внесено согласно греческой Библии и указывает на время употребления евреями этого псалма в богослужении: при окончании праздника кущей. В настоящее время этот псалом евреи употребляют в праздник Пятидесятницы. **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь** //Давид приглашает всех сынов Божиих воздать Господу честь в Его святилищем// //"Сыны Божии"// - приглашаются воздать Богу хвалу во святилище, что указывает, что они не духи бесплотные, а люди (ср. Пс LXXXI, ст. [[old:ps:081:01|1]], [[old:ps:081:06|6-7]]). Под "сынами Божиими" нужно разуметь всех, наделенных властью над другими людьми, т. е. царей, вельмож, князей и священников. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 1-2 **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его** **Псалом Давиду, исхода скинии** – в этом надписании псалма сего последних слов **исхода скинии** нет в древних списках еврейской Библии. В первый раз они появились в переводе LXX, и то не во всех рукописях, а только в римском издании и в последующих. Тем не менее, все христианские толковники псалмов не оставляют без внимания этого надписания, придавая ему то или другое значение. Надписание это указывает на содержание всего псалма, которому различные толковники дают различные объяснения. Из всех этих объяснений наиболее распространенные и более известные два: одно – в историческом смысле, или буквальное, которое заключает в себе завещание священникам и левитам касательно «**исхода скинии**», т.е. исхождения их из храма, – что они должны помнить, что им делать в следующий по исхождении день, именно – приносить в жертву Богу сынов овних, славу и честь, и проч., и приносить все это во дворе храма. В этом же смысле далее повествуется о всемогуществе Божием, открывающемся в чудных делах, которые Господь Бог творит одним словом или повелением. Другое толкование сего псалма дается отцами Церкви в пророческом смысле, именно – что Давид в скинии Ветхого Завета проразумевал прообраз новозаветной Церкви, которая в Откровении Иоанна Богослова именуется «//скинией Бога с человеками//» [[new:otkr:21:0|(Откр. 21:3)]], и что под именем гласа Господня, которое повторяет в псалме до семи раз, он пророчествует о гласе евангельской проповеди, которою как особым, чрезвычайным орудием должна будет устрояться и распространяться христианская Церковь на земле. Кроме сих двух главных толкований известны еще толкования в таинственном, или духовном, смысле. Так, св. Василий Великий под исходом скинии разумеет отшествие от сей жизни, или выход души из тела [4, с. 63]. А св. Афанасий Александрийский разумеет исшествие израильтян из скинии, или Церкви, т.е. их отвержение и введение на место их язычников [3, с. 107]. Мы же при объяснении псалма сего будем иметь в виду главным образом первые два объяснения, т.е. в буквальном, или историческом, смысле, и затем – в пророческом. **Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его** Так читаются первые два стиха сего псалма. Последуя историческому изъяснению псалма, под именем **сынов Божиих** должно разуметь жрецов или священников, на которых лежала обязанность приносить жертвы во дворе храма и славословить Господа, а под **сынами овними** – тех молодых овнов, или барашков, которых по Закону приносили в жертву. Таким образом, по буквальному пониманию псалма, в изречениях первых двух стихов его заключается следующая мысль: пророк, намереваясь прославить Господа Бога в псалме, или песнопении, призывает священников храма, чтобы они, не забывая своей обязанности, почтили Господа, во-первых, принесением установленных по закону жертв, состоящих из молодых агнцев, или овнов, затем – пением в честь и славу Господа для прославления святого имени Его и, наконец, должным поклонением Господу во дворе скинии Его. В пророческом же смысле под **сынами Божиими** разумеются, по мнению блж. Феодорита, все уверовавшие в евангельскую проповедь и нареченные //чадами Божиими// [6, с. 128], что согласно и с учением Слова Божия [[new:in:01:12|(Ин. 1:12]]; [[new:gal:03:26|Гал. 3:26)]]. А по св. Афанасию, под **сынами Божиими** должно разуметь св. апостолов, под именем же **сынов овних** – тех, кои из иудейского народа, чрез апостолов, призваны к вере в Господа, также и тех, которые уверовали из язычников [3, с. 107]. А потому, желая воспеть хвалебную песнь Господу, Давид в пророческом духе обращается к апостолам и призывает их, вместе со всеми уверовавшими их проповеди, принести жертвы хвалы и благодарения Господу и прославить всемогущество Божие – **поклониться Господу во дворе святом Его**, т.е. в Церкви. Так как по пришествии Христовом и предании Христа иудеями на крестную смерть «двор» их опустел, то двором святым с того времени сделалась христианская Церковь, на поклонение в которой и призывает Давид сынов Божиих, т.е. святых апостолов и с ними всех христиан. **Поклонитеся Господеви во дворе святем Его** – сим «дается, – говорит св. Афанасий, – ясное повеление, что не должно поклоняться вне Церкви... Не вымышляйте себе особенных дворов и собраний. Один есть святый Божий двор» (Там же. с. 107–108], т.е. Церковь Христова. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]