[<10>] ====== Толкования на Пс. 28:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих** **Глас Господень на водах.** **Водами** называет множество спасаемых водами. **Воды** суть святые, потому что реки истекут из чрева их [[new:in:07:38|(Ин. 7,38)]], т. е. духовное учение, которым напояют они слушающих. На таких-то водах Господь. Но, по сказанию истории, и Илия после бездождия слышал глас вод многих. Разумеет же и глас Бога и Отца на Иордане вещающий: //Сей есть Сын Мой возлюбленный// [[new:mf:03:17|(Мф. 3,17)]], и сей-то глас уподобляет грому. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих** **«Глас Господень на водах».** Во многих местах найдешь употребленным слово глас. Посему, чтобы понять, что такое **«глас Господень»**, не напрасно будет собрать нам по возможности, что в Божественном Писании сказано о гласе. Так в пророчестве Аврааму: //«И абие глас Господень бысть к нему, глаголющий: не будет сей наследник твой»// [[old:gen:15:04|(Быт. 15,4)]]. Также при Моисее: //«И вси людие зряху глас и свещи»// [[old:ish:20:18|(Исх. 20,18)]]. И еще у Исаии: //«Глас вопиющаго: возопий»// [[old:is:40:06|(Ис. 40,6).]] У нас голос есть или сотрясенный воздух, или такое видоизменение в положении воздуха, какое хочет сообщить ему издающий голос. Что же такое **«глас Господень»**? Разуметь ли сотрясение в воздухе, или что сотрясенный воздух достигает слуха того, к кому глас? Или не бывает ничего подобного, но глас сей совершенно иного рода и слышащим его представляет себя владычественное в том человеке, которому Бог хочет явить собственный Свой глас, так что представление сие имеет сходство с тем, что бывает нередко во сне? Ибо как без сотрясения воздуха, вследствие представлений, бывающих во сне, удерживаем в памяти некоторые слова и звуки, не чрез слух приняв голос, потому что он напечатлен в самом сердце нашем, так чем-то подобным сему должно представлять и тот глас, который бывает к Пророкам от Бога. **«Глас Господень на водах».** Если искать смысла чувственного, то поскольку облака, когда они наполнены водою, сталкиваясь между собою, издают звук и треск, и здесь сказано: **«Глас Господень на водах»**. Но также, если бывает шум от вод, рассекаемых какими ни есть преградами, и если море, возмущаемое ветром, волнуется и издает сильный звук, то сии неодушевленные вещества имеют глас от Господа, по указанию Писания, что всякая тварь едва не вопиет, возвещая о своем Создателе. И когда раздается гром из облаков, не иное что должно представлять, а то, что **«возгреме Бог славы»** и что Господь Своею силою содержит влажное естество. **«Господь на водах многих»**. Из истории миротворения знаем, что есть вода превыше небес, также вода бездны, и еще вода - собрание морей. Кто же содержит воды сии и не попускает им, по естественному их стремлению, падать вниз, Кто, если не Господь, Который имеет власть над водами? А может быть, что в смысле более таинственном сказано: **«Глас Господень на водах»**, когда при Крещении Иисуса был глас свыше: //«Сей есть Сын Мой возлюбленный»// [[new:mf:03:17|(Мф. 3,17)]]. Ибо тогда был Господь **«на водах многих»**, освещая воды Крещением, и **«Бог славы»** велегласным свидетельством **«возгреме»** свыше. И крещаемым возглашается оставленный Господом глас, ибо сказано: //«Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»// [[new:mf:28:19|(Мф. 28,19)]]. Итак, **«глас Господень на водах»**. Гром составляется, когда сухой и сильный дух, заключенный в пустотах облака, с напряжением вращающийся по облачным пустотам, ищет выхода вон. Облака, противящиеся сильному давлению, трением о них духа производят тот резкий звук. А когда облака, как надутые пузыри, не возмогут противиться духу и удерживать его, тогда они, будучи сильно расторгаемы и пропуская дух, стремящийся вон, производят громовые удары. Это же обыкновенно производит и молнию. Итак, **«Бог славы возгреме, Господь на водах многих».** **Воды** - это святые, потому что из чрева их текут реки, то есть духовное учение, напояющее души слушающих (см.: [[new:in:07:38|Ин. 7,38]]). И еще: они приемлют в себя воду, текущую в Живот Вечный, которая в хорошо приявших делается «источником воды текущия в живот вечный» (ср.: [[new:in:04:14|Ин. 4,14]]). И на таковых водах - Господь. Припомни историю Илии, //«егда заключися небо три лета и месяц шесть»// [[new:lk:04:25|(Лк. 4,25)]], когда во время ясной погоды, на вершине Кармила услышал он голос вод многих, а за сим последовало и то, что гром был из облаков и потекла вода (см.: [[old:3ts:18:42|3Цар. 18,42-45]]). Итак, **«Господь на водах многих».** //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих** **«Глас Господень на водах, Бог славы возгреме»**. Слово сие предрекает пришедший с неба на Иордане глас: //«сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих»// [[new:mf:03:17|(Мф.3:17)]]. Пророк же наименовал его громом, как несущийся по целой вселенной в священном Евангелии. Так сынами громовыми назвал Господь чету Апостолов за сверхъестественное и божественное изглашение ими Богословия. **«Господь на водах многих».** Ибо не один только Иордан приял оную благодать; но по всей земле и на море совершается таинство крещения, при освящении воднаго естества божественным призыванием. За сим псалом предвозвещает данную Апостолам силу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих** **Глас Господень на водах** По мнению //Василия Великого// в этих словах заключается пророчество о том голосе, который возгласил Отец небесный над рекою Иорданом, во время крещения Христова, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, к которому Я благоволил [[new:mf:03:17|(Мф. 3,17)]]. Тот же //Василий//: Наш голос есть сотрясенный воздух. А голос Господень напечатлевает образ во владычественной части души для представления чего либо неизвестного ей без сотрясения воздуха, так что сие изображение имеет сходство с бывающим часто в сновидениях. Ибо как в сонных мечтаниях без сотрясения воздуха мы воспоминаем некоторые слова и звуки, не принимая голоса чрез слух, но чрез одно напечатление в сердце нашем, так должно думать рождается голос Божий в пророке. **Бог славы возгреме** Отец, говорит, возопил на Иордане тем голосом, который называет громом, потому что он пришел с неба, с которого слышатся громы и потому, что Он был сильный и славный. Богом славы называется вместо имени славный, подобно тому, как называется и Богом истины—истинный, Богом отмщений—мститель, Богом сил —сильный, Богом милости—милостивый, и другими подобными. И это—свойство Ветхого Завета, что он употребляет родительные притяжательные вместо прилагательных. **Господь на водах многих** Господь, говорит, явился на водах Иордана, а чрез сии воды явился и на всех водах, которые и освятил освящением вод Иорданских. //Ориген// говорит: Глас Господа просто на водах; а сам Господь на водах многих. И как гром сильнее голоса, так голос Бога сильнее всякого слова (в издан. своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих.** Отсюду начинает Пророк изъяснять, чего ради призывает людей к хвалению и прославлению всемогущества Божия. Ибо причина сему та, что глас Господень творит чудеса, как в стихиях телесных, так и в духовном строении церкви. Во-первых описывает действие Божие, бывающее в водах, потом в воздухе, и во огни, напоследок в земле, как в главнейших частях сего нижняго мира, нам наипаче известнаго. Первое действие Божие, бывающее в водах, описывается в [[old:gen:01:02|Быт. 1:2]], где сказано: //Дух Божий ношашеся верху воды//. И там же в стихе [[old:gen:01:06|Быт. 1:6:]] //рече Бог, да будет твердь посреде воды:// //и да будет разлучающи посреде воды и воды//. И паки там же в стихе [[old:gen:01:09|Быт. 1:9:]] //рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша.// Тогда убо слышан бысть глас Господень на водах, когда Бог повелел, да разделятся воды, и по разделении да соберутся в собрание едино, то есть, в недра земная, дабы земля могла быть обитаема. Сей самый глас иначе нарицается громом. //Бог славы возгреме.// Якоже бо гром мгновенно поражает нас, и принуждает трепетать: тако воды по повелению Господню немедленно отступили, и собралися в низкия места. Бысть же глас сей, или //гром сей на водах многих//. Ибо воды в начале создания мира отвсюду покрывали всю землю, и потому как бы некая безпредельная вод пучина являлася верху земли. Сие самое яснее описывает Давид во [[old:ps:103:06|Пс. 103:6]] и след., глаголя: //бездна, яко риза одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.// По второму же таинственному толкованию описывается здесь действие Евангельской проповеди, которая началась тогда, когда Бог Сам чрез Себя, по крещении Христа в водах Иордановых, благовествовал всему миру, что Иисус Христос есть Сын Его: которое засвидетельствование есть аки сокращение всего Евангелия. Глас убо Господень на водах есть оный велелепный глас Божий, при крещении Христа слышанный: //Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих// ([[new:mf:03:17|Мф. 3:17]])! В сие бо время Бог славы возгреме, и притом возгреме на водах многих; понеже тако учредити хотел крещения тайну, и водам сущим во всем мире сообщить силу отрождати людей, во еже быти им сынами Божиими. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих** **Глас Господень на водах**; Бог представляется как бы носящимся на грозовых и дождевых облаках; оттуда из-за облаков и чрез облака издает Он в громе глас Свой на землю; голос этот силен (//в крепости//) и величествен (//в великолепии//). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих** //В явлениях грозы обнаруживается слава и сила Господа, сокрушающего кедры ливанские, потрясающего пустыню, разрешающего ланей и величественно восседающего над водами потопа// В необыкновенных потоках от дождей и в страшных грозах Востока слышится величественный голос Иеговы; эти явления происходят по Его воле. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих** От сего стиха и до конца псалма пророк излагает причину, почему он призывает сынов Божиих к прославлению всемогущества Божия. Причина этого та, что **глас Господень** творит дивные дела, проявляющие славу и величие Бога как в видимом мире, так и в устроении невидимого Царства благодати, т.е. Церкви христианской. Первое действие всемогущества Божия он усматривает **на водах**, и это действие творческой силы Божией над водами описано на первой странице бытописания в таких выражениях: «Д//ух Божий ношашеся верху воды... И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша//» [[old:gen:01:02|(Быт. 1:2]], [[old:gen:01:06|6]], [[old:gen:01:09|9)]]. Этот творческий глас Господа в Священном Писании нередко уподобляется грому. Так, например, в книге Иова один из друзей сего праведника в речи своей говорит: «//Возгремит Крепкий гласом Своим... возгремит гласом величия Своего//» [[old:iov:37:04|(Иов. 37:4–5)]]. Этот же глас Господень положил начало гласу евангельской проповеди о Сыне Божием, воплотившемся на земле для спасения людей и пришедшем на Иордане к Иоанну для крещения, и тогда «глас сей возгремел над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну» (Канон на Богоявление. Песнь 4-я, ирмос): «//Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих//» [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17]]; [[new:2pet:01:17|2 Пет. 1:17)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]