[<10>] ====== Толкования на Пс. 28:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Кадднйскую** **Глас Господа стрясающего пустыню**. //Сотрясающим// и здесь названо повсюду слышимое, как и в словах: //вшедшу //Иисусу// потрясеся весь град// ([[new:mf:21:10|Мф. 21,10]]). **Пустынею** же именует Церковь из язычников, которая не имела древле ведения о Боге. **И стрясет Господь пустыню Каддийскую.** Кадис толкуется: //святая;// разумеется же святая Христова Церковь. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню каддийскую** **«Глас Господа стрясающаго пустыню».** Самое сотрясение пустыни Господом обращается ей в благодеяние, чтобы она, изменившись, из пустыни стала землею обитаемою и, сложив с себя позор бесчадия, приобрела похвалу многочадия //«яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа//» (ср.: [[old:is:54:01|Ис. 54,1]]), и чтобы бывшее дотоле пустынею, наполнившись водами Духа, обратилось «во езера водная» [[old:ps:106:35|(Пс. 106,35)]]. **«И стрясет Господь пустыню Каддийскую».** Посему не всякую пустыню сотрясает Господь, но только пустыню Кадес, то есть освящение, ибо Кадес значит //"освящение"//. //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Каддийскую** //Симмах// перевел: не //«стрясающаго»//, но пораждающаго; а //Акила// – болезнующаго родами. О сей же пустыне предвозвещает и Исаия, говоря: //«радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин»// ([[old:is:35:01|Ис.35:1]]). Пустынею же называет Пророк язычников, как лишенных древле ведения о Боге. И о них-то божественный Исаия сказал, что процветут, а блаженный Давид, что поболят и родят. Подобно же сему сказанное у Исаии в другом месте: //«возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа»// ([[old:is:54:01|Ис.54:1]]). Сию же пустыню стрясаюший Владыка (стрясение означает пришествие Божие) уготовит к рождению спасения, согласно с пророчеством, вещающим: //«страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом Дух спасения Твоего, егоже»// сотворил еси //«на земли»// ([[old:is:26:18|Ис.26:18]]). Посему-то называет Пророк пустыню Каддийскою, то есть, святою; потому что сие значит в переводе слово Кадис. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Кадднйскую** **Глас Господа стрясающаго пустыню** И здесь недостает слова бывает, чтоб была мысль: глас Господа бывает. Пустынею Давид называет язычников по причине пустоты (в них) касательно богопознания и недостатка воды духовного учения, а равно и плодов добродетели. Сию пустыню Христос, по пришествии своем, пересоздал, во-первых потрясши и привлекши ее к Себе, а потом возделал ее ралом веры. **И стрясет Господь пустыню Каддийскую** Потрясет, говорит, Господь, не всю пустыню, но каддийскую, Каддис, (святую)— посвященную Ему и достойную Его. Ибо—Каддис означает святой. Кадис с одним «д» означает в священном Писании многие так называемые места: [[old:gen:14:07|Быт. 14,7]]; [[old:chis:13:27|Числ. 13,27]]; [[old:vtor:32:53|Втор. 32,53]]; [[old:1mak:11:63|1Макк. 11,63]] и в других, а Каддис с двумя «д» означает—святую. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Каддийскую.** Здесь прославляет Пророк могущество Бога, действующаго на земли, и глаголет, что глас Господень сотрясает и движет пустыню. В Еврейском тексте вместо //сотрясает//, читается //раждати творит//. Откуду явствует, что сотрясение или движение, о котором здесь упоминается, не есть простое землетрясение, или колебание, бывающее от звука грома, в пустынях наипаче действующаго, как некоторые мнят: но сотрясение и колебание, споспешествующее рождению. Таким образом изображается в сем месте чудная сила Божия, которая может, когда восхощет, как гору Ливанскую обнажить от всех ея кедров, и превратить в пустыню: так напротив самую пустыню Каддийскую, где обыкновенно ничего не родится, одним потрясением соделать плодородною, и мгновенно древами и животными наполнить. Подобное сему глаголется во псалме [[old:ps:106:33|Пс. 106:33]], [[old:ps:106:35|35]] и след. //Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду.// И несколько ниже: //положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную во исходища водная.// //И насели тамо алчущия, и составиша грады обительны: и насеяша села, и насадиша винограды//. По второму разумению означается обращение языческих народов, бывшее чрез проповедь Евангельскую, которые не имели прежде ни возделания духовнаго, ни напоения от росы Божией благодати, и которые в сравнении с Христианскими народами могли по справедливости назваться пустынею. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню каддийскую** Пустыня здесь названа, как образ «страшного и ужасного» [[old:vtor:01:19|(Втор. 1:19;]] [[old:vtor:08:15|8:15)]], и в частности пустыня Каддийская (Кадеш), как самая страшная часть аравийской пустыни; – пред Богом дрожит и самое страшное и ужасное. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню каддийскую** Господь потрясает пустыню - в пустыне от бури поднимается масса песка и пыли, животное царство пустыни трепещет и бежит. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Кадднйскую** **Стрясать** значит – сдвинуть, поколебать, потрясать. **Пустыней** в Священном Писании называется безводная, бесплодная, ненаселенная местность. **Каддийская** от слова «Кадис», так назывался город на южной границе Иудеи, к Идумее: он лежал среди пустыни в виде оазиса, почему и получил название – Кадис, по-русски «зеленеющий луч». Поэтому выражение: «**Господь гласом Своим стрясает пустыню**». А в связи с предыдущим здесь выражены такие мысли: действие чудной силы всемогущества Божия так велико и неограничено, что Он может одним словом (гласом) и гору Ливанскую обнажить от всех ее громаднейших кедров и превратить ее в пустыню так же, как и пустыню Каддийскую одним сотрясением соделать плодородною и наполнить животными и растениями. В пророческом смысле под сотрясением пустыни разумеется здесь обращение язычников чрез проповедь Евангелия в Церковь Христову. Разные языческие народы, которые прежде, до обращения ко Христу, не имели ни возделания духовного, ни напоения от росы Божией благодати, могли по справедливости быть названы пустынею, как и называются в песнопениях нашего православного богослужения: «Процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим» (Октоих. Глас 2. Неделя, утро. Канон. Песнь 3, ирмос). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]