[<10>] ====== Толкования на Пс. 29:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом песни, обновления дому, в конец, Давиду** Обновление дома, или Церкви, бывает, когда, по истлении внешнего нашего человека, обновляется внутренний. //Содержание:// Давид воспевает этот псалом по освобождении от греха, и как бы по обновлении покаянием души своей, которая издавна была домом Духа Святого. Воспевает также, принося благодарение об отпущении греха, молясь о том, чтобы пребывать безопасным от грехов в будущее время, и преподавая урок другим, если когда случится что-либо подобное, возносить молитвы Богу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Псалом песни обновления дому Давидова** Состав тела, в переносном смысле, есть псалтирь и орган, мусикийски настроенный для хвалебных песнопений Богу нашему; телесные же действия, совершаемые во славу Божию, когда под управлением благонастроенного ума не допускаем ничего нестройного в движениях своих, составляют псалом, а что соединено с выспренним созерцанием и богословием, то есть песнь. Посему псалом есть музыкальная речь, когда по законам гармонии мерно ударяют в орган, а песнь есть стройный голос, выводимый гармонически и взятый отдельно от звуков органа. Так как здесь написано: **«псалом песни»**, то думаем, что в сих словах разумеется действие, сообразное с созерцанием. Но сей **«псалом песни»** по надписанию содержит в себе какую-то речь об **«обновлении дома»**. И кажется, что в смысле вещественном псалом сей, петый под звуки псалтиря, указывает на знаменитый храм, воздвигнутый во времена Соломона, а в смысле духовном он означает воплощение Бога Слова, и надписание псалма указывает на обновление Его дома, новым и необыкновенным образом устроенного. Ибо находим, что в псалме сем многое возвещено от лица Господня. Или, может быть, под домом прилично будет разуметь созданную Христом Церковь, как и Павел в Послании к Тимофею пишет: //«Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива»// [[new:1tim:03:15|(1 Тим. 3:15)]]. Под обновлением же Церкви должно разуметь обновление ума, совершаемое Духом Святым в каждом из восполняющих Тело Церкви Христовой. И псалом сей есть божественная и мусикийская гармония; он содержит в себе слова, не слух увеселяющие, но низлагающие и укрощающие лукавых духов, которые смущают души, подверженные их нападениям. //**Беседы на псалмы. Беседа на двадцать девятый псалом.**// ===== Свт. Григорий Нисский===== **Псалом песни, обновления дому, в конец, Давиду** См. Толкование на [[old:ps:028:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 28:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом песни обновления дому** в конец Давиду [по слав. переводу: «обновления дому Давидова] Блаженный Давид не строил божественнаго храма, и слова псалма не приличествуют строившему. Посему «обновлением дома» называется возсоздание человеческаго естества, какое совершил Владыка Христос, прияв за нас смерть, и смерть сокрушив, а нам даровав надежду воскресения. Но сей же самый псалом изречен и о блаженном Езекии. Ибо, по избиении Ассириян и по избавлении от болезни, Езекия, как вероятно, совершил великое торжество, свидетельствуя благодарность свою Богу, что и им даровал спасение, и святый храм Свой избавил от вражескаго огня. Итак, поелику совершенное им было подобно празднику обновления, то псалом справедливо получил сие надписание. Должно же знать, что прилагается он к Езекии прообразовательно, а ко всему человеческому роду по самой истине. Ибо, как Езекия, впав в высокоумие (сие открывает нам история Паралипоменон), услышал смертный приговор, но по Божественной благодати сподобился жизни: так праотец Адам, понадеявшись быть богом и возгордившись пред Сотворшим, предан смерти, но по Божию человеколюбию улучил воскресение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Псалом песни, обновления дому Давидова** Что такое псалом песни—мы сказали в 9-й главе предисловия. А об остальной части надписи настоящего псалма находятся различные объяснения. Некоторые говорят, как-то //Афанасий Великий//, что домом названа здесь душа Давидова, как сделавшаяся жилищем пророческого дара Святаго Духа. Обновлением названо обновление души его, когда, по учинении любодейства с Вирсавией и убиении Урии, чрез пламенное покаяние он опять удостоился получения дара пророческого и стал пророчествовать по прежнему. Так объясняет упомянутый //Великий Афанасий.// Другие домом называют Церковь христианскую, а обновлением—обновление Церкви, произведенное святым крещением. Некоторые обновлением назвали праздник, который совершал Езекия, после убиения Ассириан, в храме Господа, по своему величию уподоблявшийся обновлению храма. //Василий Великий// говорит, что этот псалом пророчествует об обновлении храма, созданного Соломоном. Также и //Григорий Богослов//: В день обновления поет (Давид) этот псалом, именуя (его) некоторым обновлением дома, который составляет, мы удостоившиеся быть, именоваться и делаться храмом Божиим. Еще //Феодорит//: Обновлением дома называет новоделание человеческой природы, которое Владыка Христос совершил, когда принял за нас смерть, разрушил сию смерть и даровал нам надежду примирения. Этот псалом образно приличествует Езекии, а самою истиною—всей природе человеческой. Ибо как он, восприяв высокую о себе мысль, что показывает история, содержащаяся в 2 книге Паралипоменон ([[old:2par:32:25|32,25]]), получил приговор к смерти, но благодатью Божиею обрел жизнь; так и прародитель Адам в чаянии быть Богом и в высокоумии своем против Создателя предан смерти, но Божиим человеколюбием обрел воскресенье. //Нисский// говорит: Надписи, содержащая исход из скинии и cия— об обновлении дома Давидова, близки одна к другой и по месту и по мысли. Ибо если мы не выйдем из истинной скинии, то истинный наш дом не обновится... Итак когда мы желаем молитву сделать жилищем Божиим, то должны выйти из плотской души, ибо невозможно иначе обновиться дому нашему чрез обновляющего нас своим обитанием в нас, если не будет совершен исход (из) скинии чрез отчуждение от плотской жизни. Итак сей псалом, имеющий в надписи: псалом песни, обновления дома—пророчествует, какие слова и песни надлежало петь или Давиду, или церкви, или Езекии. Ибо к каждому из них этот псалом может относиться. Что же касается до имени Давида, то его надобно читать отдельно от—дома. Оно показывает творца псалма. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Псалом песни обновления дому Давидова.** **НАДПИСАНИЕ** Сие надписание показывает, что сей псалом и гласом, и мусикийскими орудиями пет был, как извествует великий Василий в толковании своем на сей псалом. Из того же надписания видно, что сей псалом сложил Давид по случаю новопостроеннаго во Иерусалиме великолепнейшаго дома, о чем зри повествование во второй книге Царств, 5, и в первой Паралипоменон, 14. **СОДЕРЖАНИЕ** //Давид, утвердишися на царстве и оградивши стенами крепость Сиона, которую назвал он от имени своего градом Давидовым, и наконец устроив себе великолепнейший царский дом, признает Бога виновником толиких благ, и не токмо сам благодарит Его за то, но и других к тому же увещавает, присовокупляя многия нравоучительныя мысли, которыя на своих местах увидим.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Псалом песни обновления дому Давидова** Судя по смыслу [[old:ps:029:06|ст. 6]][[old:ps:029:07|-7]] и [[old:ps:029:12|12]] (ср. [[old:1par:21:16|1 Пар. 21:16;]] //вретище//), этот псалом составляет благодарственную песнь Давида за скорое прекращение язвы, вызванной его высокомерием. Хотя язва и не коснулась его самого [[old:1par:21:16|(1 Пар. 21:16,]] [[old:1par:21:17|17)]], но, как виновник ее, он во все время ее продолжения находился в постоянной опасности смерти, и потому сказанное в [[old:ps:029:03|ст. 3]][[old:ps:029:04|-4]] и [[old:ps:029:09|9-]][[old:ps:029:10|10]] весьма удобно может быть приложимо к нему (//исцелил// в [[old:ps:029:03|ст. 3]] имеет, как известно, широкое значение). При богослужении же этот псалом мог быть употреблен в первый раз, когда устроенный Давидом, по прекращении язвы, алтарь на гумне Орны иевусеянина [[old:2ts:24:25|(2 Цар. 24:25;]] [[old:1par:21:start|1 Пар. 21]] и т.д.), освящен был первым жертвоприношением, и жертва – в знак присутствия Божия на этом месте – была пожрана небесным огнем. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Псалом песни обновления дому Давидова** Псалом принадлежит Давиду и написан "при обновлении дома". Под последним нужно разуметь поставление жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, по окончании моровой язвы (см. [[old:2ts:24:start|2 Цар XXIV]] и [[old:1par:21:start|1 Пар XXI-XXII:1]]). Такому пониманию надписания отвечает содержание псалма, где говорится, что Господь покарал Давида за его самоуверенность в непоколебимости своего величия и крепости ([[old:ps:029:07|7]] ст.), но при его покаянии "обратил сетование его в ликование" (ст. [[old:ps:029:12|12]]). Моровая же язва была ниспослана Богом после перечисления Давидом своих подданных, а в этом перечислении выразилось временное упоение Давида своей силой и величием, за что и покарал его Господь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом песни обновления дому Давидова** Псалом этот имеет следующее надписание: **Псалом песни обновления дому Давидова**, и он составляет 1-й стих псалма. В русских изданиях Псалтири надписание это читается различно. В переводе с еврейского оно читается так: «Псалом Давида; песнь при обновлении дома»; а в переводе с греческого так: «Псалом Давиду. Песнь освящения». Все эти три разночтения однако же понятны и не заключают в себе какого-либо противоречия. Они, напротив, ясно указывают: 1) на то, что псалом этот принадлежит Давиду, или составлен Давидом, 2) что составитель псалма назначил его для пения, с участием органа, псалтири и других употреблявшихся тогда музыкальных инструментов [[old:1par:15:16|(1 Пар. 15:16]]; [[old:2ts:06:05|2 Цар. 6:5)]], и 3) надписание это указывает на повод, или побудительную причину к составлению псалма сего. Впрочем, отцы Церкви и другие толковники псалмов дают различные объяснения относительно повода к составлению сего псалма. В историческом, или буквальном, смысле, под именем обновления, или освящения, дома некоторые разумеют освящение жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, построенного Давидом по случаю язвы, опустошавшей землю Иудейскую [[old:2ts:24:18|(2 Цар. 24:18–25)]]. Другие думают, что Давид, вместе с приготовлением различных материалов для построения храма, приготовил к освящению знаменитого храма Соломонова и этот псалом. Иные же в надписании сего псалма видят указание на торжественное празднество, устроенное царем Езекией, когда он, по воцарении своем, распорядился очистить храм Соломонов от запустения, допущенного при его предшественниках, и совершил праздник обновления храма [[old:2par:29:03|(2 Пар. 29:3–28]], [[old:2par:30:26|30:26)]]. Большая же часть толковников надписание это относят к освящению новоустроенной Давидом скинии или к освящению дома Давидова по окончании постройки его или после осквернения его Авессаломом [[old:2ts:16:22|(2 Цар. 16:22)]]. Вместе с тем весьма многие дают словам **песнь обновления** духовный, или таинственный, смысл и разумеют: или – обновление Церкви Божией чрез воплощение Христово, или – воссоздание человеческого естества смертью и воскресением Сына Божия и благодатью святого крещения. Домом, говорят еще, названа здесь душа Давидова, как сделавшаяся жилищем пророческого дара Святого Духа. Обновлением посему названо «обновление души» его [[old:ps:050:02|(Пс. 50:12)]], когда, по учинении тяжкого греха [[old:2ts:12:09|(2 Цар. 12:9)]], чрез слезное покаяние он опять удостоился дара пророческого и стал пророчествовать по-прежнему. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]