[<10>] ====== Толкования на Пс. 30:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду, изступления** Содержание: Давид воспевает предложенный псалом, как бы находясь еще в покаянии за грех и желая освободиться от него; впрочем, и как бы уже услышанный, воссылает благодарение и описывает, что было с ним во время покаяния. Слово же «изступления» означает не иное что, но самый грех, от которого душа как бы исступила от здравомыслия; почему и не надеялась уже, что будет снова принята, но ясно говорила: //аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею.// **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец псалом Давиду, изступления** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец псалом Давиду, изступления** Сего не нашел я ни в еврейском подлиннике, ни у прочих толковников, но видел в некоторых списках. И кажется мне, что делается сим намек на поступок с Уриею. Ибо в самом псалме Пророк говорит: //«аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею»// [[old:ps:030:23|(ст. 23)]], то есть, думал я, что, согрешив, лишился Твоего промышления. Изречен же псалом сей блаженным Давидом, повидимому, в то время, когда преследуем был Авессаломом. Яснее покажет сие истолкование самых речений. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, псалом Давиду, изступления** Этот псалом имеет в надписи —**в конец** — потому что содержит пророчество, относящееся к концу, а — **изступления**, потому что упоминает об изступлении, то есть, совращении Давида, когда он учинил любодеяние с Вирсавфею и убил мужа ее Урию. Ибо — изступление некоторые перевели уклонением от правого и здравого смысла. А изречен этот псалом Давидом в то время, когда он гоним был сыном своим Авессаломом, как свидетельствует Феодорит. Но слова сего псалма относятся не менее и к каждому христианину. Под врагами его должно разуметь диавола и демонов, Авессалома и Ахитофела, а равно и другие слова в нравственном смысле можно принимать в отношении к нравам каждого христианина. Почему некто сказал: Ибо изступление означает самый грех, при котором душа как бы отступает от добрых мыслей, как не надеющаяся на восстановление. А Григорий Hис. говорит: Сей псалом надписывается — изступления, как советующий отступить от тех, сообщение с которыми вредно; а к концу, потому что в конце псалма советует, что должно делать и указывает на cие слушателю; или потому, что ясно пророчествует о смерти Господа, сделавшейся причиною изступления для всей твари, когда предавал дух в руки Отца, совершая таинство домостроения, или по причине простираемых Давидом надежд к будущему. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом Давиду, изступления.** **НАДПИСАНИЕ** В Еврейском тексте: //начальнейшему певцу песнь Давидова.// В сем надписании нет ничего новаго, кроме онаго слова: //изступления// котораго в Еврейском тексте нет, но в переводе приложено или от седмидесяти толковников, или от иных. Ибо Феодорит свидетельствует, что нашел его в некоторых токмо экземплярах. Взято же, по видимому, из 23 стиха псалма сего, где сказано: //аз же Рех во изступлении моем.// Изступление же означает восхищение ума, что бывает тогда, когда дух так углубляется размышлением в некую вещь, что кажется, аки бы из тела выходит. Сие изступление иначе называется восторгом, который происходит или от Божественнаго некоего откровения, восхищающаго ум в таинственное некое видение, или от сильнаго ощущения страха или любви. Но в сем месте под именем изступления должно разуметь тот внезапный и великий страх, которым поражен был Давид, когда услышал, что сын его Авессалом, и с ним весь Израильский народ, против его взбунтовался, о чем повествуется во второй книге Царств, в гл. [[old:2ts:15:start|2Цар. 15.]] **СОДЕРЖАНИЕ** //Давид, бегая от Авессалома, просит Бога о скорейшем от него защищении и прославляет Его к себе благость. Может приличествовать и церкви, в тесноте гонений воздыхающей к Богу.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом Давиду, изступления** Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности [[old:ps:030:02|(ст. 2]], [[old:ps:030:06|6]], [[old:ps:030:19|19)]], унижении и преследовании со стороны врагов [[old:ps:030:05|(ст. 5-11)]], об унижении со стороны народа [[old:ps:030:12|(ст. 12]], [[old:ps:030:14|14)]]. Давид скрывается в укрепленном городе [[old:ps:030:22|(ст. 22)]], но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит "почитателей суетных идолов" [[old:ps:030:07|(ст. 7)]]. Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. [[old:ps:015:start|XV]] Пс). Дополнение в русской Библии "во время смятения" — взято на основании [[old:ps:030:23|23]] ст. То же дополнение находится в Вульгате, у 70-ти и в слав. Библии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду, изступления** В надписании сего псалма, составляющем первый стих его, кроме обычных слов: **В конец, псалом Давиду** – прибавлено еще слово **изступления**. По свидетельству отцев Церкви, сего прибавления нет в еврейской Библии, а имеется оно только в некоторых списках перевода LXX толковников и внесено или самими переводчиками, или кем-либо из переписчиков. Можно думать, что оно заимствовано из [[old:ps:030:01|23]]-го стиха сего псалма, где составитель его говорит: //Аз же Рех во изступлении моем//. В изданиях Псалтири на русском языке это слово (**изступления**) переведено с еврейского словами «во время смятения», а с греческого: «при исступлении». **Исступление** (греч., лат. ecstasis) значит «ужас, смятение». Давид написал сей псалом, когда был в ужасе, в смятенном состоянии по причине восстания против него сына его Авессалома, а с ним вместе и всего израильского народа, о чем повествуется в [[old:2ts:15:start|15]]-й главе 2-й книги Царств. Находясь в таком ужасном состоянии и укрываясь бегством от нападения врагов, Давид выражает надежду на Бога и просит у Него помощи и заступления. Различные изречения сего псалма могут быть применимы в равной мере и вообще к Церкви Божией, претерпевающей гонения и нападения со стороны врагов, и к каждому христианину в отдельности, у которого всегда есть враги, видимые и невидимые. А потому псалом сей весьма прилично введен в состав церковного богослужения и слышится нами во дни Великого поста наряду с другими молитвословиями великого повечерия, возбуждающими в сердцах христиан чувства сокрушения о грехах и надежду на милосердие Божие. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]