[<10>] ====== Толкования на Пс. 30:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене** **От всех враг моих бых поношение.** Враги мои, говорит, поносили меня; знаемые мои боялись меня, и видящие бежали от меня; потому что великое показал я покаяние, изнуряя себя во вретище и пепле, день и ночь проливая слезы, а потому, когда бежали они, был я в забвении, как действительно мертвый, казался подобным сосуду погубленному. Выражение же: **от всех** — не имеет значения паче всех, но значит: поносим был всеми, т. е. врагами. Так говорит и Акила: для всех врагов моих сделался поношением. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене** **«От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим».** Враги мои, говорит Пророк, благодушествуют, а я смешен, соседи надо мною издеваются, знакомые меня боятся. И яснее выражая сие, присовокупил: **«Видящии мя вон бежаша от мене»**, потому что боятся быть вместе со мною, чтобы не впасть в руки врагов моих. ===== Евфимий Зигабен ===== **От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене** **От всех враг моих бых поношение** У всех, говорит, врагов моих я был в поношении или уничижении, потому что они меня поносили, как немужественного и не великодушного за мое бегство, и как побежденного за мои грехи. **И соседом моим зело** Я был, говорит, в излишнем поношении и посмеянии у язычников соседних и смежных с моим царством. Ибо как они прежде завидовали моему счастью, то теперь, нашедши случай, они безжалостно смеются надо мною по причине несчастий и бедствий моих. **И страх знаемым моим** Сами, говорит, друзья и знакомые мои боятся обращения со мною, чтобы не подвергнуть опасности жизнь и честь свою за дружество и близость со мною. **Видящии мя вон бежаша от мене** Кто только, говорит, видит меня, или встречается со мною на дороге, бежит с нее, чтобы не подать подозрения в содружестве со мною, и не подвергнуться всему от Авессалома. По другому истолкователю это могло быть говорено и от лица Спасителя во время страдания Его, когда враги иудеи поносили Его, а знакомые и ученики Его бежали от страха их, и когда верховный Петр отрекся, а другой предал Его. //Кирилл// говорит: знакомые мои боялись, чтобы я не погиб и не умер по причине чрезмерного раскаяния и бедствия моего и видевшие меня бежали прочь, отчаявшись в моей жизни, ибо я уподоблялся мертвецу. Быть может еще и то говорили, что я рехнулся ума, и потому уже не люблю жизни своей. Bcе таковые слова Давида и бедствия должны быть примером для тех, которые хотят истинно покаяться и получить прощение грехов своих (у //Никиты//). ===== Лопухин А.П. ===== **От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене** Давида избегали знающие его. Это понятно: его преследовал Саул, как своего личного врага, и близкие отношения к Давиду, и сношения с ним кого-либо из евреев могли бы вызвать подозрения со стороны Саула в покровительстве ему и тем навлечь гнев царя. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящий мя вон бежаша от Мене. Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен** В этих словах псалмопевец продолжает изображать бедственное свое состояние, в каком находился в смутные времена при Сауле и Авессаломе. В те дни, говорит он, много было врагов у меня, и для всех них я служил посмешищем: как кто хотел и как мог, – все поносили и злословили меня. Соседние евреям народы, которые прежде завидовали счастью и воинским успехам моим, теперь, узнав о моем изгнании и бегстве, нашли случай безжалостно (**зело**) смеяться надо мной. Даже самые близкие знакомые и друзья мои, и те боятся встретиться со мной, чтобы не навлечь на себя, со стороны врагов моих, подозрения в близости и содружестве со мной и чрез то не подвергнуть себя опасности потерять честь и даже лишиться жизни. Завидя меня и опасаясь встречи со мной, **вон бежаша от Мене**. Многими из таковых я совсем забыт был и изгнан из сердца (**забвен бых яко мертв от сердца**), лишился места в их сердце, как умерший, о котором забывают, и стал для них подобен разбитому сосуду: **бых яко сосуд погублен**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]