[<10>] ====== Толкования на Пс. 30:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею** С Твоим пришествием тотчас прекратится все скорбное. Это единственный способ моего спасения, если просветишь лице Твое. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею** Как скоро приидешь Ты ко мне, немедленно прекратится все скорбное. ===== Евфимий Зигабен ===== **Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею** **Просвети лице Твое на раба Твоего** Просвети—здесь поставлено вместо—обратись и помоги мне. Ибо, говорит, Ты, Господи, не помогая мне, представляешься отвращающим лице Твое от меня, чтобы не видеть безобразия грехов моих. А лицем называет посещение и приближение Божие. **Спаси мя милостию Твоею** Спаси, говорит, Господи, не ради меня, а ради Твоей милости, ибо Ты сказал в книге Исхода: Я милостив [[old:ish:22:27|(Исх. 22, 27)]]. Другой говорит: Как при воссиянии солнца тьма исчезает, а когда оно под землею, ночь объемлет все, во время которой исходят из своих логовищ дикие звери и злодейственные люди: так, когда от кого либо отвращается Бог, восстают душевные враги; а когда воссияет свет Божества Его, который тотчас окончится, называет лицем, тогда постыждаются все делающие достойное тьмы. О даровании сего—то (света) просить Давид не ради своих дел, но ради милости Божией (в Катен). Феодорит: Когда будет мне Твое явление, тогда печальное исчезнет. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 17–18 **Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад** В Ветхом Завете заповедано было чрез Моисея пророка, чтобы священники передавали благословение Господне, а с ним вместе и милость Божию людям, чрез возложение на них имени Божия, с произнесением слов: «Д//а благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя...//» [[old:chis:06:24|(Чис. 6:24–27]]; [[old:prsir:50:22|Сир. 50:22)]]. Поэтому и изречение псалмопевца: **просвети лице Твое на раба Твоего** – выражает моление его о том, чтобы Господь благословил его и явил милость Свою к нему; на что указывает и следующее затем изречение: **спаси мя милостию Твоею**. Давид, как и другие псалмопевцы, нередко обращается в псалмах своих к милости Господней, которая постоянно предносится пред очами его [[old:ps:025:03|(Пс. 25:3)]], на нее он постоянно уповает [[old:ps:012:07|(Пс. 12:7]], [[old:ps:051:10|51:10)]], от нее ожидает себе спасения от окружающих бедствий [[old:ps:006:05|(Пс. 6:5]], [[old:ps:142:12|142:12)]] и помилования от грехов, смущающих его чистую совесть [[old:ps:050:01|(Пс. 50:1)]], вообще нравственного и физического оживления [[old:ps:118:088|(Пс. 118:88]], [[old:ps:118:088|159)]]. Он даже и называет Бога милостью, как бы олицетворяет Его в виде милости: «//Боже мой, Милость моя!//» [[old:ps:058:18|(Пс.58:18)]]. Призвав на помощь себе милость Божию, Давид выражает уверенность, что он не постыдится чрез это призвание: **да не постыжуся, яко призвах Тя**, – что помощь Божия, на которую он надеется, скоро придет к нему. Но да постыдятся, говорит, **нечестивые и да снидут во ад**. Под нечестивыми разумеет псалмопевец злых советников Авессаломовых, особенно же Ахитофела, который подал злодейский совет об умерщвлении Давида. Последние слова Давида имеют значение не зложелательства или клятвы, а пророчества: они предсказывают злосчастную судьбу Ахитофела. Этот поистине нечестивый человек не имел ни веры в Бога как всесильного Мироправителя, ни любви к закону Его, ни чувства почтения к царю как помазаннику Божию, а потому, как имеющий власть и влияние при дворе царя, он употребил во зло эти преимущества и вместо того, чтобы отговорить и удержать от противозаконного увлечения сына царева, он, напротив, поддерживал это неразумное и беззаконное увлечение и стал первым советником Авессалому на разные злодеяния; а когда, по устроению воли Божией, его злому совету предпочтен был совет другого (Хусия), он, не стерпев стыда и унижения от сильной злобы и гордости, пришел в отчаяние, уединился в доме своем и чрез повешение лишил себя жизни [[old:2ts:17:23|(2 Цар. 17:23)]]. Не менее печальная участь постигла и самого Авессалома [[old:2ts:18:09|(2 Цар. 18:9]], [[old:2ts:18:15|15]], [[old:2ts:18:17|17)]]. Таким образом, эти нечестивые были постыжены перед Богом и людьми и сами себе открыли дорогу **во ад**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]