[<10>] ====== Толкования на Пс. 30:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык** **Скрыении их в тайне лица Твоего.** Лице Твое бывает покровом уповающим на Тебя. **От мятежа человеческа, покрыении их в крове от пререкания язык.** Как бы покровом покроешь их, так что не повредят им вооружающиеся на них словом, и не уловят их нападающие самым делом. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык** Достаточно, говорит Пророк, пришествия Твоего (ибо сие называет лицем), чтобы избавить их от всякаго смятения и волнения человеческаго, и когда окружены врагами, покрыть как бы некою стеною и соделать невидимыми. Сим промышлением пользовался и сам он, гонимый Саулом: ибо среди всех бед получил спасение. Так великий Елисей избежал окруживших его Сириян, мглою омрачив глаза их. И много других подобных примеров можно найти в божественном Писании. ===== Евфимий Зигабен ===== **скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык** **Скрыеши их в тайне лица Твоего** В сих словах Давид говорит о многоразличной помощи Божией, по которой освобождает боящихся Его от всякого бедствия и обстоятельства: когда, говорит, надеющиеся на Тебя, Господи, отыскиваются и преследуются врагами своими, тогда Ты скрываешь их у Себя в тайном месте; ибо слова—лица Твоего — по Писанию поставлены вместо—у Тебя. **От мятежа человеческаго, покрывши их в кровь** Когда, говорит, во время мятежа восстают против рабов твоих враги их, тогда Ты, Господи, скрываешь их под кровом жилища Твоего; или как бы в некотором скрытном жилище. Феодорит говорит: Достаточно Твоего лица, то есть, одного Твоего явления для того, чтобы избавить их от мятежа человеческого, и, отделив их, как бы покрыть некоторым кровом и сделать их невидимыми. Так Давид часто убегал от Саула, хотя, казалось, уже был схвачен им. Так Елиссей, когда окружили его сирияне, покрыв их мглою, избавился от них, и многое другое подобное можно найти в св. Писании. **От пререкания язык** Здесь подразумевается общий глагол— покрыешь, то есть во время пререкания народа покрыешь рабов Твоих, Господи! Языками Давид изобразил здесь говорящих, а пререкание есть непокорность подданных. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.** Показывает способ, каким образом святые мужи вкушают сладость будучи в скорби: ибо сие тогда бывает, когда святые любовию и умозрением восхищаются к Богу и в Нем обретают себе дом и убежище, как в сем же псалме выше сказал: //буди ми в Бога защитителя, и в дом прибежища//. Почему и здесь глаголет: //скрыеши их в тайне лица Твоего//. Хотя метафора //тайны// при первом виде покажется иным неприлична, однако она весьма прекрасно изображает ту мысль, что святые потому безопасны и невредимы пребывают, Поелику Господь как бы сокровенно зрит на них. Итак величественно сим выражением превозносится сила Божественнаго промысла, потому что одна довлеет ко отражению всякаго рода зол: она лучами своими ослепляет очи всех нечестивых, а действием своим связывает руки их. Некоторые относят слова сии к святилищу или ко храму, что хотя месту сему и не противно, однако не довольно твердо. Ибо кто восхищается умом в созерцание Божия лица, и кто размышляет, что Бог на него с великим вниманием зрит; кто паки наблюдает все мановения Божии, и кто, разсматривая красоту Его, воспламеняется любовию к Нему: тот уже не в храме, но в Самом Боге живет, яко в безопасном убежище сокрыт //от мятежа человеческаго//, то есть, от всякаго зла приводящаго в мятеж. //Сокрыеши их//, то есть людей, боящихся Тебя, //в тайне лица Твоего//, то есть в Тебе Самом, в немже Ты живеши; ибо Бог не имеет другаго дому или другаго жилища, в котором бы мог вместиться, кроме Себя Самаго. Почему и те, которые любовию и умозрением в Боге живут, //полагают Вышняго прибежищем своим, и потому не приидет к ним зло, и рана не приближится телеси// (в Еврейском: //селению//) их, как сказано во псалме [[old:ps:090:10|Пс. 90:10]]. В сем то селении скрываются святые от всякаго зла, причиняемаго не токмо делами, о которых сказано в предыдущем стихе, но и словами, о которых говорится здесь под именем //пререкания//, или злоречия, //язык//. Ибо те ни мало не пекутся о словах человеческих, которые имеют свидетеля Бога. Ежели же лице Господне в жизни сей служит толико изящным и толико благонадежным убежищем для людей, боящихся Бога, где зрится Он чрез зерцало и аки в гадании: то что будет, когда узрим Его, якоже есть? //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== **скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык** Выражение, //скрывши в тайне лица// кажется довольно темным. Но темнота сего изречения сама собою исчезает, когда объясним себе, что такое лицо Божие? Существо Божие бесконечно и непостижимо; но Бог открыл нам Себя в Единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. //Видевый Мене, виде Отца//, говорит Спаситель[[new:in:14:09| (Ин. 14:9)]]. Он есть лицо Божие; Он - //образ Ипостаси Его// [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3)]]; чрез Него говорит нам бесконечный Бог. Его св. Давид называет лицом Божиим: //лица Твоего Господи взыщу// [[old:ps:026:09|(Пс. 26:9)]]. Сие лицо есть самая высокая тайна, ибо как непостижима тайна в Троице, так велика и тайна воплощения Сына Божия. В сей-то тайне лица Христова, или в тайне воплощения, скрываются благочестивые от мятежа человеческого. Сильно мятется ум от недоумений и различных сомнений, беспрестанный мятеж ощущается в сердце от суетных исканий и пристрастий; не менее или даже более, мятежи происходят в совести, доколе человек не преклонился пред тайною лица Божия, или пред лицом Иисус Христовым. Напротив, как скоро ум смирится и сердце с любовью и смирением преклонится пред сею тайною, тогда и ум, и сердце избавляются от всякого мятежа, и совесть наслаждается самым глубоким миром. Много мятежа подымает против верующих диавол, возбуждая к ним зависть и враждебные чувства и подвергая их гонениям; но от сего мятежа они скрываются в тайне лица Божия, ибо Господь особенно хранит своих верных и печется о них. Тайна лица Божия, или тайна воплощения и искупления, прежде, нежели открылась в действительном явлении на земле Сына Божия - в естестве человеческом, была открыта в сенях и гаданиях Ветхозаветного богослужения. Отсюда Ветхозаветная скиния была убежищем, в котором верующие находили успокоение не только от внутренних мятежей, но и от преследований человеческих. Так, св. Давид, возмущаясь благополучием нечестивых, входил во святилище, и здесь разрешались его недоумения и утихал смущенный дух его; так, когда ему угрожало и гонение от врагов, он находил пристанище и покров в тайне лица Божия [[old:ps:026:05|(Пс. 26:5)]]. Но скиния отжила свой век, а тайна лица Божия - //Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки// [[new:evr:13:08|(Евр. 13:8)]]; и верующий в Него всегда имеет надежду, что от всех мятежей будет сокрыт Его милосердием. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык** См. Толкование на [[old:ps:030:21#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 30:21]] [<10>]