[<10>] ====== Толкования на Пс. 31:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн** **Яко день и нощь отеготе на мне рука Твоя**. По благости Твоей сильно вразумлял Ты меня, вразумлением сим обращая меня ко спасению. **Вoзвратихся на страсть, егда унзе ми терн**. Терном называет грех. Смысл же речи таков: поелику грех вонзен был в душу мою, то я бедствовал. //**Толкование на псалмы.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн** **яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя** Сетую же и плачу, подвергшись истязаниям и наказаниям всякаго рода. Ибо выражение: «**отяготе на мне рука Твоя**», Пророк в переносном смысле берет с человека, который рукою наносит удары, и долго не перестает наносить. **возвратихся на страсть, егда унзе ми терн** Но наказание Твое, говорит Пророк, не несправедливо, а напротив того весьма справедливо; потому что причиною бед моих грех, который возрастил я вместо грозда, и уязвляюсь им непрестанно. Ибо грех назвал он терном, как произрастение негодное, для того и возрасшее, чтобы язвить. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн** **яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя** И это было причиною вопля божественного Давида, то есть, наказание Божие, ибо рука – здесь означает служащую к исправлению силу Божию, так как рукою бьют или наказывают кого либо. Сказал – отяготела – иначе, было нанесено на меня тяжкое наказание Твое, Господи. День и ночь вместо – всегда. **возвратихся на страсть** (возвратилось мне страдание) **егда унзе ми терн** Терном Давид называет здесь грех как потому, что он входит в душу отвне не по естеству ее, как противоестественный, так и потому, что терн вырос, по согрешении Адамовом со внешней стороны первого прозябания растений , а сверх того и потому, что он пронзает грешника и причиняет ему боль. Итак, Давид здесь рыдая говорит: когда проклятое терние греха вонзилось в мое сердце, все счастье мое превратилось в несчастия и бедствия. Почему некто сказал: Надобно знать и то, что терние породил грех. Ибо, по преступлении присовокупил к розе колючесть, – когда Адам услышал: терны и сорныя травы произрастит тебе земля [[old:gen:03:18|(Быт. 3,18)]]. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **яко день и нощь отяготе на мне рука твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн.** Многия бедствия, греха ради Давидова, в дому его приключилися. Ибо сын, рожденный от прелюбодеяния, младенцем умер, а дщерь, именем Фамарь, от брата Амнона кровосмешением обругана: по сей причине Амнон от брата Авессалома убит, а Авессалом, воюя противу отца, и сам на брани погиб. Все сие величайшую печаль Давиду нанесло, как повествует Священная история во второй книге Царств. О сих убо Божиих казнях упоминая, глаголет: //яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя//. Оныя слова: //возвратихся на страсть, егда унзе ми терн,// в Еврейском тексте яснее читаются так:// превратися влага моя в сушу знойную,// и соответствуют преждереченным словам: //обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день.// А по переводу седмидесяти толковников, означают, что Давид, по причине тяжких оных ударов, пришел наконец в чувство и обратился к размышлению тяжести греха в злострадании своем, то есть, когда терние скорби сильно уязвило душу его и открыло мысленныя очи, которыя доселе похотию плотскою и любострастием закрыты были. Иероним под именем терния разумеет угрызение совести, толкуя так: //обратихся в страдании моем, егда жало совести убоде мя.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 **яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего** Вслед за тем псалмопевец представляет основание своего прославления, изображая, как он был несчастлив, пока грех тяготел еще над ним, прежде чем он с раскаянием исповедал его пред Богом; греховные бедствия (**страсть**) мучения совести (**терн**) побудили его наконец с раскаянием обратиться к Богу, признать и исповедать грех, следствием чего было прощение и мир. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн** См. Толкование на [[old:ps:031:03#lopuxin_ap|Пс. 31:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн** Выражения: **возвратился на страсть, егда унзе ми терн**, – по ходу речи можно перевести так: я повержен был в страдания душевные, когда вонзился в меня (в мое сердце) колющий совесть мою грех или, как в переводе преосвященного Порфирия: превратился я в несчастного. А в переводе с еврейского эта вторая половина стиха читается так: свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху, т.е. от зноя мучения я завял как растение. Мучения совести, угрызавшей Давида за грехи прелюбодеяния с Вирсавией и убийства ее мужа Урии, увеличивались обрушившимися на него домашними несчастьями, последовавшими за его грехопадениями. Чтобы скрыть свой грех от людей, Давид женился на Вирсавии, сделавшейся, по убиении ее мужа на войне, вдовою, но сын его, рожденный от прелюбодеяния, умер младенцем. В то же время дочь его Фамарь поругана была насильственным кровосмешением от брата Амнона, а этот последний, в отмщение за сестру, убит другим братом Авессаломом, который, воюя против отца своего, в свою очередь погиб и сам в сражении с войском Давида. Все эти семейные несчастья Давида не могли не удручать душу его самым тягостным мучением, и он естественно признавал в них отяготевшую над ним руку Божию. Вот это-то мучительное состояние он и выразил в словах сего стиха. Так я, говорит он, несчастен и так виновен пред Богом, что нет мне покоя ни днем ни ночью, так тяжко я прогневал Господа грехами своими, что сделался недостойным Его милости: рука правосудия Божия день и ночь, т.е. постоянно и неотступно, **тяготеет надо мною**. Эта рука Господня, поразившая меня внешними бедствиями, и мучения совести за грех, как колючее терние, так жестоко уязвляли душу мою, что возбудили во мне чувство сокрушения о греховности и виновности моей пред Богом: **возвратихся на страсть**, т.е. возвратилось мне страдание, и я обратился к размышлению и скорби о моем грехопадении, которое язвило меня, как терн. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]