[<10>] ====== Толкования на Пс. 31:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 7-8 **Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои** **Ты еси прибежище мое**. Сказав о грехе изложенное выше, умоляет освободить его от бедствий, постигших за грех. И получает на это ответ; ибо человеколюбивый Господь говорит ему: **вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей.** Молящемуся об избавлении от врагов Бог ответствует, обещая водить его путем правым. //**Толкование на псалмы.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя** Сказав выше о грехе, умоляет об избавлении от нанесенных им бедствий, и удостоивается ответа; потому что говорит ему Господь. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя** **Ты ecи прибежище мое от скорби обдержащия мя** От той, говорит, скорби, которая овладела мною по причине греха моего, прибегаю к Тебе, Господи, как веселию сердца моего. Некто говорит: Поелику у Давида, по словам божественной угрозы: и ныне не отступить меч от дому твоего, дом наполнился бедствиями; и не только внешнее вооружил (против себя), но и домашнее он имел в худом состоянии; ибо за невоздержанием Амнона последовало скверноубийство Авессалома, а за сим – восстание против отца, то посему он говорит: //рука твоя отяготела на мне//; и опять самого наказывающего Бога делает себе прибежищем в скорбях. **радосте моя, избави мя от обышедших мя** Это восклицание Давида внутреннее и сердечное. Радость моя, говорит, Господи! избавь меня от искушений моих, которые окружили меня и которыми я объят. Или – избавь меня от видимых и невидимых врагов. Слова св. Максима: Когда и нас со всех сторон окружат гнусные и враждебные помыслы, то и мы станем взывать ко Христу и скажем: **Радость моя! избавь меня от окруживших меня**. А Кирилл говорит: Скажем, что не все могут говорить Христу: **Радость моя**! //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя.** Получивши отпущение грехов, просит отпущения казни, то есть, избавления от скорби, в которую впал по причине греха. Глаголет же, по-видимому, о гонении, которое претерпевал от Авессалома сына своего, о котором во всем предыдущем псалме глаголал; а может быть, глаголет и о искушениях врагов невидимых, которые непрестанно нас окружают и оскорбляют, аки бы сказал: не имею инаго надежнейшаго прибежища, кроме милосердия Твоего, ибо и друзей лишился, и отвсюду врагами окружаюся. Ты убо, Иже един составляеши радость и утешение мое, избави мя от врагов, окружающих мя. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя** Затем псалмопевец с благодарностью обращается к Богу, и объявляет, что Он освободил его от бедствий, которые грех уже причинил ему (внутреннее мучение) и еще больше причинил бы, что этот прощающий его Бог составляет теперь предмет его радости. Но так как псалмопевец знает, что ему угрожают новые опасности и искушения ко греху, то молится, чтобы Бог и от них освободил его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя** В этих словах псалмопевец, обращая речь свою к Богу, выражает благодарные чувства к Нему и объявляет, что Господь освободил его от бедствий, которые грех уже причинил ему (от внутреннего мучения – **от скорби обдержащия мя**), что этот прощающий его Бог составляет теперь предмет его радости. Но так как псалмопевец знает, что ему угрожают новые опасности и искушения ко греху, то молится, чтобы Господь и от них освободил его. Яснее всего мысль этих изречений выражена в переводе с греческого: «Ты мое прибежище от скорби объявшей меня». Под именем **обышедших**, или окруживших, кроме бедствий и наказаний внешних, псалмопевец всего вероятнее разумеет и врагов невидимых, которые непрестанно окружают и оскорбляют человека. А потому, называя Бога прибежищем и радостью, просит у Него избавления и от невидимых, окружающих его врагов. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]