[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием** **Воспойте Ему песнь нову**. Ясно говорит, что закон Моисеев возымел конец. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **воспойте ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием** **«Воспойте»** Господу **«песнь нову»**, то есть служите Богу не в ветхости буквы, но в обновлении духа. Кто принимает закон не чувственно, но разумеет духовный его смысл, тот поет песнь новую, потому что ветшающее и стареющее в завете миновало, началась же для нас новая и обновленная песнь учения Господня, которая обновляет //«юность»// нашу, //«яко орлюю»// (ср.: [[old:ps:102:05|Пс. 102,5]]), когда умерщвляем в себе ветхого человека и обновляемся со дня на день. Но простирающийся //«в предняя»// (ср.: [[new:fil:03:13|Флп. 3,13]]) непрестанно становится новее в отношении к себе самому. Посему кто непрестанно становится новее в отношении к себе самому, тот поет новую песнь Богу, а новым обыкновенно называется или необычайное, или недавно пришедшее в бытие. Посему если поведаешь чудный и всю природу превосходящий образ Господня вочеловечения, то поешь новую и необыкновенную песнь; и если рассуждаешь о возрождении и обновлении мира, состарившегося под грехом, а также возвещаешь тайны воскресения, то и в сем случае поешь новую и недавно сложенную песнь. **«Добре пойте Ему со восклицанием».** Слышите заповедь: **«добре пойте»**, с нерассеянною мыслью, с искренним расположением. **«Пойте со восклицанием».** Как некоторые добрые воины, одержав победу над врагами, возносите хвалебные песни Виновнику победы! //«Дерзайте»//, говорит Он, //«Аз победих мир»// [[new:in:16:33|(Ин. 16,33)]]. Кто из людей в состоянии ратоборствовать с лукавым, если не прибег под кров //«Архистратига силы»// (ср.: [[old:nav:05:14|Нав. 5,14]]) и если не оттуда, не с верою в Него низлагает и поражает стрелами нашего врага? Итак, **«добре пойте со восклицанием»**. Восклицание же есть какой-то нечленораздельный звук, который воины согласно издают во время сражения, сомкнув над собою щиты. Посему пойте в согласии, единодушии и единении любви. Что же должны говорить поющие? //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием** См. Толкование на [[old:ps:032:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 32:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием** **Воспойте Ему песнь нову** В смысле повествовательном Давид побуждает иудеев петь новые песни по причине нового чуда, которое последовало (тогда) при Езекии. В переносном смысле мы должны разуметь песни христиан, которые сочиняют и поют Господу православные в церкви. Все они новы в сравнении с песнями древнего закона. Тот же //Василий//: Простирающейся к тому, что впереди, всегда делается новее самого себя; и таковой то поет Богу песнь всякий раз новую. **добре пойте Ему со восклицанием** Восклицание – единогласный крик всего войска, ободряющий воинов в виду неприятелей их. Итак, восклицанием побуждает Давид праведников к дерзновению: пойте, говорит, гласом восклицающим, то есть, смелым и выражающим победу; поелику враги, которые устрашали их прежде, пали и посрамились. Слово – хорошо – поставлено вместо – твердо, от всей души. По словам того же //Василия//: Восклицание есть некий неопределенный голос друг друга согласно защищающих и вместе производящих крик. Итак, в согласии и единодушии и единении в любви пойте. И //Феодорит//: Сказанное, быв понимаемо духовно, прилично и нам: и мы можем явить из себя благозвучное и самое стройное орудие и воспевать Бога всеми чувствами как чувственными, так и умственными (как внешними, так и внутренними). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **воспойте ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием:** Что в двух предыдущих стихах сказал раздельно, то здесь совокупляет во едино, и увещавает, дабы люди хвалили Бога с достодолжным благоговением, и притом хвалили не песнию ветхою, ниже из употребления вышедшею, во вновь сложенною, и настоящей материи приличествующею. //Воспойте Ему песнь нову.// Сие относится к оным словам: //радуйтеся о Господе//, и проч. //Пойте Ему со восклицанием//. Сие соответствует преждереченным словам: //исповедайтеся в гуслех//. Святый Василий Великий, толкуя сие место, замечает, что песнь новая прилично противополагается ветхой. Ибо песнь ветхую обыкновенно поет человек ветхий: рожденный бо от плоти плоть есть, то есть земная мудрствует и земными услаждается, и хотя хвалит Бога, но токмо тогда, когда приемлет от Него временная благая. Песнь же новую поет человек новый, обновленный духом ума своего, человек мудрствующий небесная, услаждающийся вечными, и хвалящий Бога даже и тогда, когда приемлет раны, ведая, что и оныя споспешествуют во благое ([[new:rim:08:28|Рим. 8:28]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием** //"Пойте Ему новую песнь".// Согласно изменившемуся предмету песни должен измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира, Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть "новой", торжественно-благодарной. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием** См. Толкование на [[old:ps:032:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 32:2]] [<10>]