[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род** **Помышления сердца Его в род и род.** Разумеет те определения, какие совещавает для настоящего и будущего века. **Помышления** Божии суть целесообразные распоряжения, а **сердце** Боже — сокровенность сущности. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род** Видишь ли учения язычников, эту суетную философию, как они тонки и обильны на изобретение учений, в умозрительных науках, в нравственных предписаниях, в естествословии и в других учениях, называемых тайными, как все это рассеялось и сделалось бесполезным, водворяется же ныне одна истина Евангелия? Много замышлений в сердце человеческом, но совет Господень превозмог. И чтобы совет Божий постоянно и твердо пребывал в душах наших, необходимо прежде разориться в нас помыслам человеческим. Кто хочет писать на воске, сначала углаживает воск, а потом налагает изображения, какие ему угодны. Так и сердцу, на котором бы отпечатлелись ясно словеса Божии, надобно сделаться чистым от противных помыслов. **«Помышления сердца Его в род и род»**. Поскольку два избранных народа и два даны им завета, то в сказанном: **«Помышления сердца Его в род и род»**, по причине двукратного наименованного рода, можно разуметь и два помышления - одно, по которому мы получили первый завет, а другое, которое даровало нам новое и спасительное учение Христово. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род** **Совет же Господень**, — говорит Давид, — **во век пребывает, помышления cepдца Его в род и род**. Здесь, кажется, под советом Бога Отца подразумевается неизреченное истощание, которым определяется конец всех веков, Единородного Сына для обожения нашего естества. Под «помышлениями же сердца Его» подразумеваются логосы Промысла и Суда, согласно которым Господь премудро управляет и настоящей, и будущей нашей жизнью, словно различными племенами, различно применяя к каждому соответствующий ему образ действия. //**Толкование на молитву Господню.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца его в род и род** См. Толкование на [[old:ps:032:10#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 32:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род** **Совет же Господень во век пребывает** Совет Господа есть проповедь евангелия. Поелику Господь положил в совете чрез оную спасти всех верующих. Эта проповедь непобедима до конца настоящего века. Богоносный //Максим// говорит: Быть может, совет Бога и Отца есть неизъяснимое истощение Единородного для обоготворения нашего естества, в каковом совете Он имеет конец всех веков описуемым. Также //Василий//: Не видишь ли учений язычников—сей суетной философии, как они утонченно изобильны в изобретенных ими учениях, исполненных логическими умозрениями и нравственными наставлениями и другими так называемыми науками наблюдений? Как все это разрушено и уничтожено и только одна евангельская Истина живет в мире? Ибо много советов в сердцах человеческих; но совет Господа одержал верх над ними. **Помышления сердца Его в род и род** Как прежде псалмопевец сказал о советах и мыслях людей, так и здесь говорит о совете и мыслях Божиих: и совет у Бога есть видимое благое намерение; мысль есть простое памятование о чем либо; в род и род—древние обыкновенно употребляли для означения продолжавшегося преемственно в каждом роде всегдашнего времени; а сердцем Божиим человекообразно названа воля Божия. Мысль оных слов есть следующая: то, что имеет Бог в намерении своем, всегда пребывает и не только сие, но и то, что просто памятует. Почему и //Григорий Богослов// сказал: и мысль была делом. Можно также согласно с великим Василием разуметь под мыслями Божиими ветхий и новый завет, а под родом и родом—народ иудейский и христианский. Ибо ветхий завет продолжается у иудеев, а новый завет у христиан. Можем принимать оные слова и просто в отношении к умышленным нашим видимым и невидимым врагам, что Господь разрушает советы их и что Он творит во спасение наше то, что Ему угодно. //Феодорит// полагает, что сии слова имеют двойственный смысл. Потому что (Бог) не только разрушил советы Accиpиан, Сеннахерима и Рапсака и показал силу и истину своего совета, но и бывшие на апостолов восстания со стороны живших по всему мирy язычников уничтожил и явно показал всем крепость своей силы. На сие то указываете пророческое слово, говоря: Помышления сердца Его в род и род. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца его в род и род.** Сему подобное и у Пророка Исаии читаем: //весь совет Мой станет, и вся елика совещах, сотворю, глаголет Господь//[[old:is:46:10| (Ис. 46:10)]]. Ибо что единожды определил Бог, то непоколебимо во веки пребудет. Впрочем совет Божий не есть некоторое разсуждение или размышление, предшествующее избранию. Ибо в Боге нет многих размышлений, но Он единым и самым простейшим действием ума от век предопределил все, что когда-либо делать имел. Но Писание приспособляется нашей немощи, и наши слова употребляет, сего ради глаголет: //совет Господень во век пребывает//. Сиречь то, что Бог, аки советуяся определил, никаким образом разрушиться не может, ниже остановиться во исполнении своем. То же самое повторяется иными словами в следующем присовокуплении: //помышления сердца Его в род и род//. Сиречь то, что Господь помыслил сделать, никогда не остановляется, но бывает совершенно таким образом, каким Он быть благоволил. Впрочем не так писание приспособляется к нашей немощи, чтоб в словах его не было истины. Ибо хотя в Боге нет совета, предшествующаго избранию; однако есть в Нем то, что составляет совершенство совета, сиречь, сведение всех средств, к достижению намереваемаго конца потребных. И хотя в Боге одно есть самопростейшее помышление, однако оно соравняется безчисленным помышлениям, которыя Он содержит в Себе наипревосходнейшим и нам непостижимым образом. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца его в род и род** Насколько слабы и неисполнимы бывают планы людей, которые разрушаются Богом, настолько вечно и несокрушимо всякое слово Господа; Его советы и планы (//"помышления"//) неизменны и непреложны. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца его в род и род** См. Толкование на [[old:ps:032:11#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 32:11]] [<10>]