[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе** **Блажен язык, емуже есть Господь Бог его.** В этих словах именует блаженными верующих во Христа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе** Никто не ублажает народа иудейского, ублажают же народ, который по превосходству избран из всех народов, ибо мы - тот **«язык»**, для которого Господом есть Бог наш, мы – **«люди, яже избра в наследие Себе»**: мы – **«язык»**, потому что собраны из многих язычников, мы – **«люди»**, потому что призваны вместо народа отверженного. И поскольку //«мнози звани, мало избранных»// (ср.: [[new:mf:20:16|Мф. 20,16]]), то ублажает не званного, но избранного; **«блажени, яже избра»**. Какая же причина ублажения? - Ожидаемое наследие вечных благ. Или, по слову Апостола, что когда //«исполнение языков внидет»//, тогда //«весь Израиль спасется»// (ср.: [[new:rim:11:25|Рим. 11,25]], [[new:rim:11:26|26]]), не ублажает ли сперва исполнение языков, а потом спасаемого наконец Израиля? А как известно, что спасется не всякий, но только //«останок по избранию благодати»// [[new:rim:11:05|(Рим. 11,5)]], то посему сказано: **«Люди, яже избра в наследие Себе»**. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Блажен язык, ему же есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе** Ублажать должно, говорит Пророк, не богатством надмевающихся, но возложивших упование на Бога, и пользующихся Его помощию. Людьми же избранными, которые именуются Божиим наследием, древле был народ иудейский, а потом народ избранный из язычников и приемлющий лучи веры. Ибо сказано: //«проси, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли»// [[old:ps:002:08|(Пс.2:8)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе** **Блажен язык, ему же есть Господь Бог его** Счастлив, говорит, тот народ, который состоит под властью и управлением самого Бога. По словам божественного //Кирилла//, таков христианский народ, которому Спаситель дал следующее обещание: и вот Я с вами во все дни до скончания века [[new:mf:28:20|(Мф. 28,20)]]. **Люди, яже избра в наследие себе** По словам великого //Василия//, это мы христиане, мы этот народ, как собранные из различных народов и уверовавшие во Христа,—люди, ибо вместо отверженного племени еврейского мы вошли в достоинство его, сделались племенем Божиим. Спаситель избрал нас в наследство, согласно с сказанным: дам тебе народы в наследство твое [[old:ps:002:08|(Пс. 2,8)]]. Мы народ блаженный, как получившие блага, уготованные для нас под условием хранения заповедей Христовых. Посему божеств. //Василий// сказал: Поелику много званных, а мало избранных; то Он ублажает не званного, а избранного. Что ж причиною наименования блаженными? Ожидаемое наследство вечных благ. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, людие, яже избра в наследие себе.** Из всего вышереченнаго о силе премудрости и благости Божией заключает Пророк, коль блажен тот народ, котораго Бог не есть идол некий бездушный, но тот Всесильный, Всепремудрый и Всеблагий Господь, Котораго хвалы доселе описываемы были. В самом деле тогда бываем совершенно благополучны и блаженны, когда и мы великаго онаго Владыку признаем за своего Бога, и Он признает нас за Своих избранных. Сего ради Пророк обоя совокупляя, глаголет: //блажен язык, емуже есть Господь Бог его.// То есть, благополучны те люди или народы, которые не признают за Бога, как токмо единаго онаго Владыку, егоже словом небеса утвердишася. И паки:// блажени люди, яже избра Господь в наследие Себе//, то есть, благополучны те, которых Оный великий Господь избрал в Своих людей, аки в собственное достояние и наследие Свое. Оба сии изречения так между собою сопряжены, что разделить их не можно: ибо те токмо одни истиннаго Бога признают за Бога, которые чтут Его верою, надеждою и любовию: чтут же Бога верою, надеждою и любовию те, которых избрал Он в наследие Себе, и которых благодатию Своею предопределил, признал и оправдал. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Блажен язык, емуже есть Господь Бог Его, людие, яже избра в наследие себе** Можно ли не назвать счастливым народа, которого Всемогущий избрал в особое Себе наследие и защищает всемогущею рукою Своею? Но Защитник Израиля не только всемогущ, но и всеведущ; как создавший сердца человеческие, Он знает все мысли и дела людей, поэтому может сделать их безвредными для народа своего, так что никакие силы не могут ничего сделать против Израиля; на него обращены всевидящие очи Господни, и отвращают от него всякую опасность. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе** **Язык** – значит «народ», **наследие** – то же, что «достояние», или собственность, принадлежащая Богу. **Блаженным**, или счастливым, вполне благополучным, псалмопевец называет тот народ, который имеет у себя Богом Господа Бога, единым всемогущим Словом Своим сотворившего небо и землю и собирающего, //яко мех, воды морская//, Того Всевышнего, Премудрого и Всеблагого Бога, Который избрал Себе в достояние, в собственность тот народ, который не знает и не чтит других богов, а почитает Его единого верою, надеждою и любовью. Таковым народом и был вначале народ, происшедший от избранных Богом патриархов – Авраама, Исаака и Иакова – народ еврейский. А когда этот народ за неверие и ожесточенную злобу против Христа Спасителя лишился милости Божией и сделался отверженным народом, тогда, во времена новозаветной Церкви, в наследие Божие избраны, по предопределению Божию, и призваны люди из всех племен народов земных и, удостоенные множества благодатных даров, составляют из себя Церковь Божию, единый христианский народ, за веру во Единого истинного Бога получивший обетование вечных благ и ожидающий блаженного наследия в небесном Царствии. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]