[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия** **С небесе призре Господь.** Сказал: **призре**, да не подумает кто, будто бы Господь не знает дерзких предприятий человеческих. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 13-15 **С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** На пребывающих в свойственном себе чине и на исполняющих обязанности природы человеческой Господь призирает свыше, а над теми, которые дошли до крайнего повреждения, надзирает иначе - снисходя к ним Сам. Ибо сказано: //«Вопль Содомский и Гоморрский умножися… и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются»// [[old:gen:18:20|(Быт. 18:20-21)]]. И еще: //«Сниде Господь видети град и столп, егоже созидаша сынове человечестии»// [[old:gen:11:05|(Быт. 11:5)]]. А здесь говорится: **«С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия»**. Не теряй из вида сего высокого Зрителя, не теряй из вида Приникающего свыше на дела человеческие. Куда ты ни идешь, что ни делаешь, во тьме ли, или среди дня, надзирает над тобою Божие Око. **«От готоваго жилища Своего»**. Не отверзаются двери, не собираются завесы, готово к видению Божие жилище. Бог видит всех сынов человеческих. Ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены; нет никакого препятствия очам Божиим. Он не только видит каждого, но видит и сердца, которые создал Сам, не примешав к ним ничего худого. Зиждитель человека Бог создал его простым по образу Своему, который спасает сердца, но впоследствии, опутав его плотскими страстями, мы сделали из него сердце многовидное и многоличное, растлив его боговидность, простоту и единообразность. Поскольку же Он Создатель сердец, то посему **«разумевает на вся дела»** наши. А делами называем и слова, и мысли, и вообще всякое движение человеческое. Ибо с каким расположением и с каким намерением делаем мы что-либо, в угождение ли людям или в исполнение заповедей, данных нам от Бога, сие знает один **«Разумеваяй на вся дела»** наши. Посему и во всяком праздном слове дадим отчет (см.: [[new:mf:12:36|Мф. 12:36]]) и даже за чашу студеной воды //«не погубим мзды»// (ср.: [[new:mf:10:42|Мф. 10:42]]), потому что Господь **«разумевает на вся дела»** наши. **//Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 13-15 **С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли: создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** Потому что «**с небесе призре Господь**» видеть «**вся сыны человеческия: от готоваго жилища**». А готовым жилищем наименовал присносущного Отца, Которому принадлежит вечное бытие, как ни от кого не происшедшему, но всегда готовому. И не почтем странным, что из оного готового жилища к сынам человеческим присоединяется Соделавшийся сыном человеческим, так как мы уверены, что Он есть «**создавый на едине сердца их**». Ибо, если естество человеческое – Его создание, что нового познаем из таинства? То, что Владыка естества «во Своя прииде», но евреи Его не "//прияша//" [[new:in:01:11|(Ин. 1:11)]]. Потому-то и нет у них надписания, как у того, кто не видит, нет солнца. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия** Смотрите и видите, христиане. 1) Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем и мыслим, и слышит, что говорим и о чем беседуем друг с другом. 2) И всякое дело, слово и помышление на­ше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их. 3) Берегитесь же злые дела делать, и о злом помышлять, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и кле­ветнических слов и речей произносить. Он Сам говорит грешнику: //Обличу тебя, и пред­ставлю пред лицом твоим грехи твои// [[old:ps:049:21|(Пс 49:21)]]. Блажен, кто уразумел это, и скрыл в сердце своем, и помнит об этом. Смотри, хри­стианин, Бог наш есть огнь поядающий. **//Размышления и замечания из текстов. Размышление 13.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 13-14 **С небесе призре Господь, видя вся сыны человеческия. От готоваго жилища Своего призре на вся живущия на земли** Сие говорил Пророк и в тринадцатом псалме, предрекая тоже самое. И поелику сказал: //«призре»//, то, чтобы не подумал кто, будто бы Бог не знает того, на что отваживаются люди, кстати присовокупил: ===== Евфимий Зигабен ===== **С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия** **С небесе призре, Господь** Почти те же самые слова находятся и в стихе [[old:ps:013:02|2]]-м 13го псалма, где читаем: Господь приникнул с неба на сынов человеческих, почему и смотри изъяснение их там. Тот же //Василий// говорит: На пребывающих в своем достоинстве и производящих дела, свойственные человеческой природе, Господь призирает свыше: а на увлеченных в пропасть зла Он смотрит иначе, проходя мимо... Ибо снизшел, говорит, посмотреть город и столп... Итак, имей пред очами высокого зрителя; представляй себе свыше—приникающего на дела человеческие. Где бы ты ни действовал, ночью ли, днем ли: ты имеешь наблюдающим око Божие. И божественный //Кирилл// говорит: Замечай, что надлежало, говорит, быть призрении с небес не только на Израиля, но и на всех сынов человеческих, живущих по вселенной. Ибо чрез Спасшего всех нас— Христа призвано ко спасении множество народов, находящееся по всей земле (в изд. своде). **Виде вся сыны человеческия** Поелику все люди живут под небом, а Господь с неба призрел на землю, то следует, что Он видит всех, и ни один человек не может утаиться и скрыться от всевидящего ока Божия. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–15 **С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли: создавши на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их** В сих стихах псалмопевец изображает всеведение Божие, по которому от Господа никто укрыться не может, и Он неутомимо зрит с **небесе**, как бы с высочайшей **башни**, не только на Свой народ, но и **на всех сынов человеческих, на всех живущих на земле**, и видит, кто что делает, знает даже помышления и желания сердца человеческого. Согласно с Словом Божиим, преимущественным жилищем Бога мы обыкновенно называем небеса, как высшую часть вселенной, и представляем себе, что Господь на небеси утвердил //(уготова) престол Свой// и оттуда царствует миром [[old:ps:102:19|(Пс. 102:19)]]. В этом смысле употреблено и псаломское изречение: от готового жилища Своего призре, т.е. от места «уготованного, украшенного» на небесах смотрит Господь на всех людей. Словами: **создавый на едине сердца их** – псалмопевец выразил ту мысль что Господь Бог создал сердца, или, что то же, души всех людей порознь, отдельно, особенно, – не так, как прочих животных, а потому Он создал и мысли, и воли (как силы душевные), от которых происходят все дела человеческие. И Он видит поэтому всех людей, где бы они ни жили на земле, и как Создатель самых душ человеческих прозревает в самые тайные мысли и намерения их [[old:ps:138:01|(Пс. 138:1–3]], [[old:ps:009:11|9:11)]], со всею точностью знает и по достоинству оценивает **(разумевши) все дела их**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]