[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:16 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея** **«Не спасается царь многою силою».** Не множество воинских сил, не стены городов, не полки пеших, не крепость всадников, не снаряжение морских сил доставляют спасение царю, ибо Господь //«поставляет цари и преставляет»// [[old:dan:02:21|(Дан. 2,21)]], и //«несть власть аще не от Бога учинена»// (ср.: [[new:rim:13:01|Рим. 13,1]]). Посему спасается царь «не многою силою», но Божиею благодатью; так что и в этом отношении истинно слово: //«благодатию есте спасении»// [[new:ef:02:05|(Еф. 2,5)]]. Так и земледелец не столько своим прилежным возделыванием приобретает плоды земледелия, сколько содействием Бога, возвращающего возделанное, ибо //«ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возвращаяй Бог»// [[new:1kor:03:07|(1 Кор. 3,7)]]. Если же //«сердце царево в руце Божией»// [[old:pr:21:01|(Притч. 21,1)]], то он спасается не силою оружия, но Божиим руководством. В руке же Божией не всякий, но достойный имени царя. А некоторые определяли, что царская власть есть законное господство или начальство над всеми, не подлежащее греху. **«И исполин не спасется множеством крепости своея».** Исполином же называет Пророк того, кто укрепляет естественную силу и телесное напряжение. Посему и царю недостаточно для спасения помощи оружия, и мужественный не может быть во всем достаточен сам для себя, ибо все человеческие силы, вместе взятые, немощны и бессильны в сравнении с истинною силою. Посему-то //«немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая»// [[new:1kor:01:27|(1 Кор. 1,27)]], и //«из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу… еже разрушити врага и местника»// [[old:ps:008:03|(Пс. 8,3)]], ибо благодать Божия наипаче просияла, действуя в младенцах и в невысоких умом. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 16-18 **Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется. Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его** Потому-то и мы плотское исполнение закона, которое Пророк называет «лживым конем», и всякое телесное разумение заповедей (это, может быть, значить слово "**исполине**"), признаем бесполезным для спасения, как и псалмопевец охуждает подобное сему, выражаясь загадочно: «**ложь конь во спасение**», «**и исполин не спасется множеством крепости своея**». Но взирая на Избавляющего от смерти души наши небесною пищею, как говорит Пророк: «**очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его, избавиши от смерти души их, и препитати я в гладе**». //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 16-17 **Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется** Из самых событий дознаем, что не должно полагаться ни на телесную силу, ни на душевное мужество, ни на быстроту коней, ни на множество подданных; потому что, всем этим избыточествуя, Сеннахирим не получил от сего пользы, но подвергся конечной гибели. Итак, что же должно делать? покажи нам Пророк. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не спасется царь многою силою, и иполин не спасется множеством крепости своея** Не спасется, или сохранится, говорит, царь тем, что имеет много силы, то есть, великое множество воинов, коней, колесниц и богатства. Ни исполин, то есть, мужественнейший по телу не сберегается без вреда тем, что имеет великое мужество. Но и царь и мужественный исполин и всякий другой спасаемый и сберегаемый спасается и сохраняется силою Божиею, а не своею. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея.** Сими словами научает Пророк, что никто собственною силою избавиться не может от тех зол, которыя часто окружают нас; но все требуют милости Божией. В доказательство чего берет пример от тех, которые, по-видимому, наипаче могут похвалиться силами своими, каковы суть цари и исполины. Но как царю не довлеет к защищению жизни многая сила служащих ему, так мужественнейшему витязю не довлеет собственная крепость. В Еврейском тексте, вместо //исполина//, положено общее имя //сильнаго// или //храбраго мужа//. Но седмьдесят толковников положили имя исполина, дабы показать, что исполины обыкновенно бывают храбрее и страшнее других, как читаем о исполине Голиафе в первой книге Царств [[old:1ts:17:04|(1Цар. 17:4).]] //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-17 **Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется** //Блажен тот народ, которому покровительствует Господь! Он наблюдает над всем живущим на земле и никто не может бороться с Ним// Если Господь всегда Себе верен и всемогущ, то самая прочная защита может быть находима человеком только в Нем. Никакие средства, изобретаемые человеком для упрочения своего благополучия, не могут считаться достаточными, //"ненадежен конь для спасения"//, не может и не должен человек думать, что обилием военной силы (//"конь"//, обилие конницы) он может выиграть победу: все зависит от Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–17 **Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется** В этих стихах изображено псалмопевцем ничтожество сил и средств человеческих в защите от врагов, в сравнении их со всемогущественной силой Божией. Здесь представляет он три таких средства, или способа, для спасения от нападений со стороны врагов: первое это **многая сила у царя**, т.е. многочисленное царское войско с боевыми орудиями и снарядами, второе – великая сила, или крепость собственная у **исполина**, т.е. великана, и третье – быстрота коня. Господь Бог всемогущ и всеведущ. Так как Ему известны все самые тайные намерения всех людей [[old:ps:032:15|(ст. 15)]], то от Него не могут укрыться коварные замыслы самонадеянных нечестивцев и врагов избранного народа Его, и Он не только может предусмотреть и предотвратить угрожающую от них опасность, но и самые такие замыслы их обратить им же самим на погибель. Ясные примеры всего этого представляет нам библейская история. Много врагов было у царя Давида между соседними народами и их царями, но все нападавшие тогда на Израильское царство соседние цари филистимлян, моавитян, сирийцев и др. были поражаемы Давидом с помощью Божией, и никакое множество войска не могло спасти их от поражения ([[old:2ts:08:01|2 Цар. 8:1–13]] и др.). **Много** было воинской **силы** у царя евреев Саула; но когда отступила от него помощь Божия, никакая сила не могла спасти его от руки врагов, и наконец он сам и три сына его поражены были насмерть в войне с филистимлянами [[old:1ts:31:02|(1 Цар. 31:2–3)]]. Так, **не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Исполин** филистимский Голиаф, надеясь **на множество крепости своея**, угрожал юному Давиду смертью, но Давид, вышедший на вооруженного с головы до ног великана, //во имя Господа Бога Саваофа//, с одною пращею, убил сего исполина, и «//уразумел (тогда) весь сонм израильский, яко не мечем, не копьем спасает Господь//» [[old:1ts:17:start|(1 Цар. 17)]]. Равным образом и **конь** есть **ложь**, бегство на коне оказывается ложным, ненадежным, далеко не достаточным (//не довлеет конь// – стоит на поле, против слов **ложь конь** – в «Учебной Псалтири», изд. 1897 г.) средством к спасению от опасности со стороны врагов. Иорама, сына Ахавова, бежавшего от преследования Ииуя на колеснице, не спасли кони его от поражения стрелою, быстрейшею всяких коней [[old:4ts:09:start|(4 Цар. 9)]]. Тристаты и всадники египетские, преследовавшие евреев **во множестве силы своея**, не спаслись на конях и колесницах своих от потопления в Чермном море [[old:ish:14:start|(Исх. 14).]] //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]