[<10>] ====== Толкования на Пс. 32:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его** **Се очи Господни на боящияся Его.** **Очами** Господними именуется Господня всевидящая сила, или нередко Сын и Дух, так что Отец светов как бы посреди двух Светов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 18-19 **Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его: избавити от смерти душы их, и препитати я в глад** **«Се очи Господни на боящияся Его»**. В другом месте сказано: //«Очи Господни на праведныя»// [[old:ps:033:16|(Пс. 33,16)]], а здесь – //«на боящияся Его»//. Когда мы взираем на Господа и очи наши устремлены к Нему, так что можем сказать: //«Се яко очи раб в руку господий своих… тако очи наши ко Господу Богу нашему»// [[old:ps:122:02|(Пс. 122,2)]], тогда как бы привлекаем Око Господне к воззрению на нас. **«Уповающия на милость Его».** Пророк показывает смирение служащих Господу и то, сколько уповают они на милость Его. Кто не уповает на свои доблестные заслуги и не надеется оправдаться делами, тот единственную надежду спасения имеет в милосердии Божием. Ибо когда приводит на мысль слова: //«се, Господь и мзда Его»// (ср.: [[old:is:40:10|Ис. 40,10]]), чтобы воздать каждому, чего стоит дело его, и когда исчисляет свои злые дела, тогда начинает бояться наказания и трепетать угроз. А чтобы не поглотила его скорбь, взирает на Божие милосердие и человеколюбие и делается благонадежен. Надеется же, что Бог **«избавит душу его от смерти, и препитает в глад»**. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.**// ===== Свт. Григорий Нисский===== **Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его** См. Толкование на [[old:ps:032:16#svt_grigorij_nisskij|Пс. 32:16]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его** Кто не ожидает оправданья от дел, тот имеет одну надежду спасенья – щедроты Божьи. Ибо когда слышите, что Бог //«воздаст коемуждо по делом его»// [[new:rim:02:06|(Рим. 2:6)]], и помыслит о греховных делах своих, тогда боится он наказанья, страшится угроз, но, чтобы не поглотила его печаль, пребывает благонадежным, взирая на Божьи щедроты и человеколюбье. **//Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его** Боящимся Господа всегда хорошо: они знают Его и Он знает их: //познал Господь Своих// [[new:2tim:02:19|(2Тим. 2:19)]]; //знает Господь, как избавлять благочестивых от смерти// [[new:2pet:02:09|(2Пет. 2:9)]]. Не оставит Он погибнуть их. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 18-19 **Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его: Избавити от смерти души их, и препитати я в глад** Всеми благами, говорит Пророк, снабдевает благочестие: оно привлекает Божественное промышление, полагает преграду наступаюшей смерти и нищете, дарует же множество благ. Вероятно же, что, во время осады при Езекии, заключенные в городе имели недостаток в необходимом, а потом с гибелию неприятеля избавились и от сего бедствия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Се очи Господни на боящыеся Его, уповающыя на милость Его** Сии слова сказал псалмопевец о Боге и уповающих на милость Его, а предварительно и преимущественно об Езекии и друзьях его, которые были из числа боящихся и уповающих на Господа. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его: избавити от смерти душы их, и препитати я в глад** //Господь покровительствует боящимся Его и спасет их от бедствий. Да будет Его милость над нами// Бог же любит (//"око Господне"//) только боящихся Его, и таким Он окажет верную защиту при всяких тяжелых положениях их; //"душу их спасет от смерти"// и накормит во время голода. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 18–19 **Се, очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его: избавити от смерти души их, и препитати я в глад** Здесь псалмопевец опять обращает речь свою //к тому языку, к тем людям//, которых //Господь избрал в наследие Себе// [[old:ps:032:12|(ст. 12)]], и говорит, что всевидящее око Господне, или, что то же, Промысл Божественный с отеческою любовью и заботливостью обращен на людей богобоязненных, **уповающих на милость Его**, чтобы охранять их от всех бед и опасностей [[old:ps:120:07|(Пс. 120:7)]], окружать их Своими милостями и во всем устроять их счастье и благоденствие. Выражения: **избавити от смерти и препитати я в глад** указывают, без сомнения, на те страшные бедствия общественные, какие испытал на себе еврейский народ в царствование Давида от моровой трехдневной язвы и голода. Но, уповая на Господа, он не был истреблен теми бедствиями и скоро, по милости Божией, получил избавление от них [[old:1par:21:14|(1 Пар. 21:14–27]]; [[old:2ts:21:01|2 Цар. 21:1–14)]]. Нужно думать, согласно с отцами Церкви, что пророк-псалмопевец разумел в словах стиха 19 не телесную только смерть, а и **смерть души**, и не вещественный только глад, а духовный – лишение благодати Божией и питания Словом Божиим, а потому и мы, христиане, должны помнить, что **очи Господни**, обращенные **на боящихся Его**, т.е. на всех верующих и **уповающих на милость Ег**о, направлены наипаче к тому, чтобы спасать души верующих** от смерти**, предохраняя их от тяжких грехопадений и обращая к покаянию, и не дать им погибнуть от «//духовного глада слышания Слова Божия//» [[old:am:08:11|(Ам. 8:11)]] и «//лишения благодати Божией//» [[new:evr:12:15|(Евр. 12:15)]], но питать и «//насыщать алчущих и жаждущих правды//» [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6]]; [[new:in:06:27|Ин. 6:27]], [[new:in:06:33|33–35)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]