[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** **Приступите к Нему и просветитеся.** Укрепившись в уповании тем, что уже получил, и других возводит к тому же. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** Сидящих во тьме и сени смертной - их увещевает приступить ко Господу, приблизиться к лучам Божества Его, чтобы, чрез приближение озарившись истиною по благодати, вместили они в себя просвещение Его. Ибо как сей чувственный свет не для всех равно сияет, но для тех, которые имеют глаза, бодрствуют и могут беспрепятственно наслаждаться появлением солнца, так и //«Солнце правды»// (ср.: [[old:mal:04:02|Мал. 4,2]]), //«Свет»// истины, //«Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир»// [[new:in:01:09|(Ин. 1,9)]], не всем дает видеть светозарность Свою, но тем, которые живут достойно света. Ибо сказано: //«свет возсия»// не грешнику, но //«праведнику»// [[old:ps:096:11|(Пс. 96,11)]]. Как солнце хотя восходит, но не для нетопырей и других животных, во время ночи снискивающих себе пищу, так, хотя свет сам в себе блистателен и всеозаряющ, однако ж не все приобщаются его сияния. Так и //«всяк делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его»// [[new:in:03:20|(Ин. 3,20)]]. Итак, **«приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся»**. Блажен, кто в день Праведного Суда Божия, когда //«приидет Господь» во свете «привести тайная тмы и объявить советы сердечныя»// (ср.: [[new:1kor:04:05|1 Кор. 4,5]]), осмелившись вступить в сей обличительный свет, возвратится непостыженным, потому что его совесть не осквернена порочными делами. А те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающиеся в памяти души их. Не много же таких, которые бы могли приступить к свету истины и открыть его и, открыв сокровенное, отойти с непостыженным лицом. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** См. Толкование на [[old:ps:033:05#svt_feofan_zatvornik|Пс. 33:5]] ---- «Укрепившись в уповании тем, что сам получил, святой Пророк и других возводит к тому же» (//Афанасий Великий//). Я, говорит, взыскал Господа и вот что получил. Сделайте и вы то же и то же получите. Как он убеждает их приравняться к своим действиям: то, очевидно, //приступите// соответствует //взысках//, //просветитеся// — //услыша мя, лица ваша не постыдятся — от всех скорбей моих избави мя.// Как я взыскал, так вы приступите; как я услышан, так вы просветитеся; как я избавлен от всех скорбей, так и вы не постыдитеся. Господь везде есть: как к Нему приступить? Болезненным обращением к Нему сердца в уповательной молитве. Как взыскание Господа есть болезненное к Нему вопияние; так и приступление к Нему есть докучание Ему в усердной молитве, подобно вдовице притчи, докучавшей неправедному судье. Кто так искренно и с таким постоянством приступает, тот услышан будет. Низойдет в сердце его удостоверение в богоприятности молитвы, и просветится скорбное лицо его благонадежием. Скорбь и печаль обыкновенно омрачают лицо и ум. Святой Пророк говорит как бы здесь: омраченные скорбьми и печалями! приступите к Богу теплым Его взысканием, как и я взыскал Его; и несомненно просветитесь от Него радостию и утешением, которые отгонят мрачный облак печали от сердца вашего, и таким образом лица ваши не постыдятся в вашем на Него уповании (см.: //Евфимий Зигабен//, //Анфим, Патриарх Иерусалимский//). «Когда терпит кто, говорит //блаженный Августин//, какое несчастие, презрение, бесчестие или гонение, стыдом покрывается лицо его. Ты же, говорит Пророк уповающему, не бойся. Приступи ко Господу, и не постыдишися. Враг, одолевая тебя, кажется, берет верх над тобою и посрамляет тебя; но ты выше его в очах Бога, Который и вознесет тебя над врагом твоим в свое время и снимет стыд с лица твоего. Как высились иудеи, когда мучили Господа? Казалось, будто посрамлено и уничтожено лицо Его. Самым же делом посрамлены иудеи. Прошло несколько лет, и град их разорен, и они рассеяны по лицу земли. Таким образом, как Сам Господь не покрылся стыдом, так и не допускает Он до постыжения и просвещенных Им». Такова прямая мысль сего стиха. Но, вне контекста, он может иметь многообразное приложение, на которое более и обращено было внимание святых Отцов, толковавших псалмы не в видах знания, а в видах созидания духовного. Слова: //приступите к Нему//,— то есть к Господу, указывают на отступивших от Него и чрез сие отступление омраченных и посрамивших лицо свое. Состоят в удалении от Бога одни тем, что не ведают Его и не веруют Ему; //другие// — тем, что хоть и веруют в Него, но не живут по вере сей; //третьи// — тем, что, желая приступить к Богу, не тем идут к Нему путем, каким должно идти. Ко всем такого рода лицам может быть прилагаемо и прилагалось воззвание: приступите к Господу и просветитесь, чтоб, просветившись, снять срамоту омрачения с лица своего. Приступите ко Господу, неведущие Бога и Христа Его, блуждающие во мраке лжи и прелести, вне спасительного пути. Просветившийся благодатью Святого Духа христианин не хочет один быть причастником блага сего, но всех приглашает приступить ко Господу нашему Иисусу Христу (см.: //Августин//). Сидящих во тьме и сени смертной увещевает здесь Пророк приступить ко Господу, приблизиться к лучам Божества, чтоб, чрез сие приближение, озарившись истиною, по благодати, вместили они в себя просвещение Его. Ибо как сей чувственный свет не для всех сияет, а только для тех, у которых открыты глаза и обращены к солнцу для беспрепятственного приятия лучей его; так и //Солнце правды// ([[old:mal:04:02|Мал. 4,2]]), //Свет истины, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир// (ср.: [[new:in:01:09|Ин. 1,9]]), не всем видно, в своей светозарности, а только тем, кои открывают душевные очи свои верою и к Господу обращаются, отвращаясь от всякого зловерия и пагубного заблуждения (см.: //Василий Великий//). Силу просветительную получают таковые в святых таинствах. Обращающиеся в первый раз из язычества получают ее во святом крещении, которое потому и называется просвещением, как праздник Крещения Господня, в который наиболее и совершалось в начале крещение обращающихся ко Христу,— праздником светов. Почему //Феодорит//, //Евфимий Зигабен// и //Анфим, Патриарх Иерусалимский//, в словах: //приступите и просветитеся// — видят приглашение не крещенных к святому крещению, как бы так: приступите к Господу Иисусу Христу верою в Святое Евангелие и примите святое крещение. Святое крещение очистит души ваши и просветит умные очи ваши и таким образом снимет стыд с лица вашего, смыв с вас причину стыда — грехи. Уверовавший вступает на путь к приискреннему сближению с Господом. Ему следует далее идти, не отступая, не медля, не ленясь. Как идти? По вере любовью. «Ноги твои, говорит блаженный Августин, любовь твоя. Имей две ноги: не будь одноног и хром. Какие это две ноги? Две заповеди любви — к Богу и ближнему. Сими ногами теки к Богу и приступи к Нему. Сам Он приглашает тещи к Себе, и свет Свой подает, чтоб боголепно могли вы приступить к Нему». Но не все так делают: другие уступают влечению страстей и, уклоняясь в пути неправые, снова уклоняются от Бога. Для них померкнет свет Христов, всех просвещающий. «Как солнце (//Василий Великий//) хотя восходит, но не для нетопырей и других животных, во время ночи снискивающих себе пищу: так и свет Божества хотя сам по себе блистателен и всеозаряющ, однако же не все приобщаются его сиянию. Причина же сему не в Нем, а в злом произволении грехолюбивого сердца». Для таких благость Божия устроила другой путь приближения к Богу — путь покаяния. Какой мрак мрачнее мрака греховного? И какой стыд стыднее грехопадений? И вот грешники приглашаются приступить к Богу в покаянии, чтоб просветиться и очиститься от омрачающих и устыждающих грехов. Грехолюбивое сердце и здесь упорствует иногда, стыдясь исповеди, омывающей всякий стыд. //Всяк бо, делаяй злая, ненавидит свет, и не приходит к свету, да не обличатся дела его// (ср.: [[new:in:03:20|Ин. 3,20]]). «Говорит часто грешник: как мне приступить? Такими грехами обременен я; такие беззакония лежат на совести моей: как посмею я приступить к Богу?! Как?! смирив себя в покаянии. Стыжусь, говоришь ты, совершить покаяние. Но ты приступи только, и просветишься, и исчезнет стыд твой. Страх стыда отклоняет тебя от покаяния; но покаяние влечет тебя к Богу, снимающему стыд. Печать вины устыждающей на челе твоем; но приступи, и снимет ее Господь. Не видишь ли, что потому и покрывается стыдом лицо твое, что не приступил еще ты ко Господу; смирись же в покаянии: и исчезнет стыд, и просветится лицо твое» (блаженный //Августин//). Покаявшийся шествует к Господу. Путь к Нему, собственно, есть внутренний путь, в уме и сердце совершающийся. Так надобно настроить помышление ума и расположения сердца, чтоб дух человека был всегда с Господом, являлся приступившим к Нему. Кто таков, тот непрестанно просвещается внутренним просвещением, приемлет на себя лучи умного света (см.: //Феодорит//), подобно Моисею, у которого прославилось лицо на горе от сопребывания с Богом. О сем в другом месте говорит святой Давид: //знаменася на нас свет лица Твоего, Господи// ([[old:ps:004:07|Пс.4,7]]). Приспособленное к сему средство есть умная, в сердце совершаемая, молитва. Когда она образуется, тогда только и уясняется взор ума, и дух, ясно зря Бога, получает от Него силу и видеть, и отгонять все, могущее устыждать его пред Богом. Между тем не мало таких, кои чают приступить к Богу одними внешними делами и подвигами. Чают, но не приступают; ибо не тем идут путем. И вот к ним воззвание: приступите к Богу умом и сердцем и просветитесь, и перестанете быть устыждаемы врагом, который, при внешней вашей исправности, непрестанно одолевает вас и постыждает в помыслах и чувствах сердца. Умное и сердечное к Богу приступление подаст вам силу возобладать над всеми другими движениями души и посрамлять чрез то врага, когда он покусится посрамить вас. И еще одну глубоко назидательную мысль выводит из стиха сего святой //Василий Великий//. //Приступите ко Господу//, взыскав помощи Его, //просветитеся// надеждою избавления, //и лица ваша не постыдятся// в чаянии вашем. Это на нынешнюю жизнь, многотрудную и многоболезненную. Но будет и другая жизнь, где и нехотя должны будем явиться к свету, который осветит все наше. О! если б тогда не постыдиться! Не постыдится тогда тот, кто здесь приступает к Господу верою и покаянием и просветляется трудами доброделания и подвигами очищения сердца от страстей. Такой блажен. В день праведного суда Божия, когда приидет Господь во свет привести //тайная тмы и объявить советы сердечныя// (ср.: [[new:1kor:04:05|1 Кор. 4,5]]), смело вступит он в сей облистательный свет и не будет постыжден, потому что совесть его не осквернена порочными делами, очистившись слезами покаяния и подвигами самоисправления. А те, которые делали зло (и не раскаялись), воскреснут на поругание и стыд, чтоб увидеть в себе самих мерзость и отпечатление соделанных грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, содеянного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающиеся в памяти души их. Только одна есть истребительная сила для сих следов — слезы покаяния. Вымыть надобно ими лицо души своей здесь, и оно просветится и не будет постыждено в день тот. **//Толкование на некоторые псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Приступите к Нему и просветитеся, и лица» ваша не постыдятся** Ибо кто приступает к Нему с верою, тот приемлет на себя лучи умнаго света. Так и у великаго Моисея прославилось его видимое лице. Сие сказал уже Давид и выше: //«знаменася на нас свет лица Твоего Господи»// ([[old:ps:004:07|Пс.4:7]]). Так, сделав воззвание к единонравным, во образец им предлагает себя самаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** Скорбь обыкновенно возмущает и помрачает ум. Посему пророк говорит здесь: кто только находится в скорби, приближьтесь к Богу с пламенным исканием Его, как и я искал Его; и вы будете просвещены от Него благодушием и радостью, которая рассеет всякое мрачное облако скорби в сердце вашем; и лица ваши, то есть по описанию, —вы не будете постыжены в надеждах спасения вашего на Бога. В высшем смысле, по //Феодоритову// изъяснению, здесь слово о святом крещении. Ибо, поощряя людей, псалмопевец говорит: приближьтесь, люди, верою к Богу с принятием святого крещения: оно просветит души ваши и очистит умные очи ваши, то есть, вы не останетесь в стыде, ибо омыетесь от причин стыда, которые суть грехи. Ужасное слово о стыде грешников говорит //Великий Василий//: Быть может страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, в котором вечно пребывают грешники, имея всегда пред глазами следы плотского греха, непрерывно продолжающееся в душевной памяти их, как бы от некоторой несмывающейся краски. И //Феодорит//: Приходящий с верою к Богу приемлет лучи умного света: так и великий Моисей прославился видимым лицем. Это и предсказал теперь Давид: назнаменался на нас свет лица. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.** Отсюду начинается прекрасное и весьма сильное увещание, возбуждающее людей к любви, к страху Божию, и к возложению на Него всех печалей наших. //Приступите//, глаголет, все сущии в скорбех, верою и молитвою к Богу; воззрите к Нему, и отвергше облак печали, //просветитеся//, приимите свет утешения и радости. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** См. Толкование на [[old:ps:033:05#ep_irinej_orda|Пс. 33:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** //"Лица их не постыдятся"// - вера в Него никогда не останется не оправданной. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся** См. Толкование на [[old:ps:033:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 33:5]] [<10>]