[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и** **Сей нищий воззва, и Господь услыша и.** Из того, что было со мною, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; ибо меня, который был человеком незначительным и пастырем овец, удостоил Он Своего пpoвидения и явил победителем врагов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и** **«Сей нищий воззва, и Господь услыша и».** Не всегда нищета похвальна, а только когда она с евангельскою целью принята произвольно. Ибо многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: //«Блажени нищии духом»// [[new:mf:05:03|(Мф. 5,3)]], - не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Посему всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение. Итак, **«сей нищий»**, говорит Пророк, **«воззва»**. Назнаменующим гласом призывает он мысль твою к обнищавшему по Богу, алчущему, жаждущему и терпящему наготу. **«Сей нищий»**, едва не указывает он перстом, то есть сей ученик Христов. Можно слова сии отнести и к Самому Христу: Он, //«богат сый»// по естеству (так как все, что имеет Отец, принадлежит и Ему), //«нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся»// (ср.: [[new:2kor:08:09|2 Кор. 8,9]]). Да и всякое почти дело, ведущее к блаженству, предначал Сам Господь, Себя предложив в пример ученикам. Возвратись к блаженствам и, рассмотрев каждое, найдешь, что учение словом предварил Он делами. //«Блажени кротцыи».// Где же нам научиться кротости? //«Научитеся от Мене, говорит Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем»// [[new:mf:11:29|(Мф. 11,29)]]. //«Блажени миротворцы»//. Кто же научит нас благам мира? Сам Миротворец, //«творяй мир»// и примиряющий //«оба во единаго новаго человека»// (ср.: [[new:ef:02:15|Еф. 2,15]]), //«умиротворивый кровию креста»// Своего, //«аще земная, аще ли небесная»// (ср.: [[new:kol:01:20|Кол. 1,20]]). //«Блажени нищи»//. Сам Он обнищал и //«умалил Себе в зраке раба, да мы вси от исполнения Его приимем и благодать воз благодать»// (ср.: [[new:fil:02:07|Флп. 2,7]]; [[new:in:01:16|Ин. 1,16]]). //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и** См. Толкование на [[old:ps:033:05#svt_feofan_zatvornik|Пс. 33:5]] ---- Сей стих почти слово в слово соответствует [[old:ps:033:05|5]]-му: только вместо взысках стоит здесь //сей нищий воззва//, вместо //избави — спасе//. Почему всеми толковниками признано, что святой Давид и здесь говорит о себе. Снова обращается он к собственному опыту избавления от беды для возбуждения благонадежия в бедствующих. После того, как сказал он о себе: взыскал я Господа, и Он услышал меня,— приступите и вы благонадежно,— мог иной подумать: ты царь, ты Пророк, оттого и услышан,— и тем погасить в себе опять возрождающееся упование. Чтоб не случилось этого, святой Давид указывает теперь на свое всестороннее лишение, чтобы внушить, что и он сам находился в крайне уничиженном состоянии, когда взывал к Господу, и, несмотря на то, был услышан. Се, нищим будучи, лишенным всякой помощи, даже пищи и крова, воззвал я с верою и надеждою к Богу, и, как только толкнул в двери милосердия Его теплою молитвою, Он тотчас услышал меня и от всех скорбей моих спас меня (см.: //Ириней, архиепископ Псковский//). Но можно при сем, разумея под //нищим// всякого, находящегося в крайности и беспомощного, переходить мыслию к многообразным опытам избавления от бед, явленным благостию Божиею над многими лицами от начала мира и доселе являемым, говоря в себе как бы так: смотри,— тот-то воззвал, и услышан; равно и тот-то, и тот-то, и многие, находясь в беде, воззвали к Господу, и были услышаны. Не отчаевайся и ты; воззови, и также услышан будешь. И вот нам руководительное указание, как воскрешать в сердце погасающее в бедах благонадежие на милость и помощь Божию. Перебирай в мысли примеры спасенных от бед,— и воодушевишься надеждою. Грозила Иакову опасность от Исава: воззвал он к Богу, и Бог изменил сердце Исава. В какой большой крайности был Моисей и весь народ Израильский, когда пред морем нагонял их фараон с войском? Но воззвал Моисей к Богу,— и Он дивно спас их. Сколько раз народ Израильский, томившийся под гнетом соседних народов, ни обращался к Богу, взыскивая Его помощи, всякий раз скоро был услышан и, не человеческими средствами, спасаем и обрадываем торжеством над врагами. Эти и подобные опыты спасения от Бога были до святого Давида и в нем воспитывали дух благонадежия. Но сколько видел таких опытов сам Давид и над собою, и над всем народом своим? Сколько их явлено было потом в народе Божием? Сколько — далее — в царствах христианских, на Востоке, Западе и в богохранимой России? Внимательный и в нынешнее время не может не видеть их, и в своей жизни, и в жизни знаемых и незнаемых, богобоязненных прибегателей к Божию покрову и заступлению. Как утешительно собирать в памяти такие опыты! И как приятно слышать беседу человека, у которого на всякий случай скорбный найдется в памяти не один пример скорой помощи Божией! Вот где истинное училище благонадежия! Указывая, впрочем, опыт избавления от беды на себе — //нищем//, для возбуждения благонадежия, святой Пророк вместе намекает при сем и на то, какому нищенству есть у Бога цена, привлекающая Его милость. «Не всегда нищета похвальна, говорит //Василий Великий//, но только тогда, когда она принята и произволением. Многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Таких бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сердцем отрешился от всякого имения, сокровищам мира предпочитая заповедь Христову. Таких и Господь называет блаженными, говоря: //блажени нищий духом// ([[new:mf:05:03|Мф. 5,3]]),— не имуществом бедные, но избравшие нищету произволением сердца. Ибо что не от произволения, то и блаженным не делает. И вот такой-то нищий воззовет и скоро услышан и избавлен бывает от скорбей и бед». Намекает также святой Пророк и на дух смирения и самоуничижения, с какими должно взывать к Богу в молитве, чтоб получить просимое. «Если кто (//Василий Великий//), водимый святым и человеколюбивым духом, не мечтая о себе самом, но уничижая себя, чтоб возвысить других, возопиет духом, испрашивая чего-либо великого, и не произнесет ничего недостойного и низкого, выражающего искание земного и мирского; то вопль сего просящего услышан будет Господом». «Святой Давид учит здесь, говорит //блаженный Августин//, как можно быть услышану. Если ты взывал и не был услышан, то потому, что богатым являлся пред Богом. Взывай, как нищий, и услышит Господь. Как же взывать мне, как нищему? Так, чтоб, если и имеешь что, не присвоять себе никаких достоинств, а сознавать себя нищенствующим, и это до тех пор, пока не стя-жешь Того, Кто богатит всякого, призывающего Его». Так настроенный в духе нищий скорее всех услышан будет, по обетованию Бога, который благоволительнее всего взирает на кроткого и смиренного. **//Толкование на некоторые псалмы.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Сей нищий воззва и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и** Не представляй в предлог боязни и бесполезных отговорок, будто бы никак не смеешь просить Господа, по нищете добродетелей. Сказано: **«сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и»** [[old:ps:033:07|(Пс. 33:7)]]. Что же может быть прискорбнее греха для тех, которые познают и чувствуют сами себя? **//Письма на разные темы. Антиоху.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и** Из того, что совершилось со мною, говорит Пророк, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; потому что меня, человека незначительнаго и пастыря овец, сподобил Своего промышления, и сделал, что превозмог я врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сей нищий воззва и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и** Сей—есть указательное и понимается в значении—я, то есть, я, говорит, как вы видите, нищий, воззвал в скорби. Посему нищим Давид называет самого себя, как лишенного всякой человеческой помощи; или называет себя по причине нищеты и ничтожества рода своего, ибо из незнатного, каков овчар, он стал, по //Феодориту//, знаменитый царь. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.** Доказывает примером своим, что должно благонадежно приступать к Богу во время скорби. Се бо, глаголет, и я нищий, то есть, всякия помощи лишенный, и даже нищенским образом просивший хлеба у иерея, как скоро воззвал с верою и надеждою к Богу, и с теплою молитвою толкнул в двери милосердия Его, тотчас Господь услышал раба Своего, и от всех скорбей избавил его. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Стефан Фиваидский ===== **Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и** Ибо человек, взыскующий Бога, не успокоится до тех пор, пока Бог не услышит его. Ведь написано: **Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и**. Поэтому, если человек нищенствует ради Бога, то [Господь] скоро услышит его. //**Аскетическое слово.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и** Сей стих почти буквальное повторение стиха [[old:ps:033:05|пятого]], в котором Давид говорит прямо от себя: //взыскал я Господа//, а здесь говорит то же самое от лица нищего: **сей нищий воззва, и Господь услыша и**. Но под именем нищего, по мнению всех толковников, он говорит также о себе, потому что он, подобно нищему, был тогда без крова, без приюта, без родных и друзей и терпел всякую нужду. Можно при этом, разумея под «нищим» всякого человека, находящегося в крайности и беспомощном состоянии, переходить мыслью к многообразным опытам избавления от бед, явленным благостью Божьею над многими лицами от начала мира и доселе являемым, говоря в себе как бы так: смотри, тот-то воззвал и услышан, равно и тот-то, и многие-многие, находясь в беде, воззвали к Господу и были услышаны. Не отчаивайся и ты, воззови и также услышан будешь. Перебирай в мысли примеры спасенных от бед – и воодушевишься надеждою. Грозила Иакову опасность от Исава: воззвал он к Богу, и Бог изменил сердце Исава. В какой большой крайности был Моисей и весь народ израильский, когда пред морем нагонял их фараон с войском! Но воззвал Моисей к Богу, и Он дивно спас их. Сколько раз народ израильский, томившийся под гнетом соседних народов, ни обращался к Богу, взыскивая Его помощи, всякий раз скоро был услышан и не человеческими средствами спасаем и обрадываем торжеством над врагами. Эти и подобные опыты спасения от Бога были до св. Давида и в нем воспитывали дух благонадежия. Но сколько таких опытов видел сам Давид и над собою и над всем народом своим? Сколько их явлено было потом в народе Божием? Сколько – далее в царствах христианских, на Востоке, Западе и в богохранимой России... Внимательный и в нынешнее время не может не видеть их, и в своей жизни и в жизни знаемых и незнаемых богобоязненных прибегателей к покрову Божию и заступлению. Указывая, впрочем, опыт избавления от беды на себе – **нищем**, для возбуждения благонадежия, святой пророк вместе намекает при сем на то, какому нищенству есть у Бога цена, привлекающая Его милость. «Не всегда нищета похвальна, – говорит св. Василий Великий, – но только тогда, когда она принята произволением. Многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Таких бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сердцем отрешился от всякого имения, сокровищам мира предпочитая заповедь Христову. Таких и Господь называет блаженными, говоря: «//Блажени нищии духом//» [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]] – не имуществом бедные, нищие, но избравшие нищету произволением сердца» [4, с. 144]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]