[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их** Это согласно с словами Апостола; ибо об Ангелах говорит он: //не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение// [[new:evr:01:14|(Евр. 1,14)]]//?// Так молится и блаженный Иаков: //Ангел, иже мя избавляет от всех зол// моих [[old:gen:48:16|(Быт. 48,16)]]. Так и патриарх Авраам говорил дивному рабу своему: //Господь Бог послет Ангела Своего пред тобою, и поймении жену сыну моему Исааку оттуду// [[old:gen:24:40|(Быт. 24, 40)]]. Так говорит и блаженный Захария: //Ангел глаголяй во мне// [[old:zah:02:03|(Зах. 2,3)]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их** Сим Пророк объяснил, кого называет нищим, - именно того, кто боится Господа. Посему боящийся стоит еще на степени раба, а усовершившийся любовью достиг уже достоинства сына. Раб именуется и нищим, потому что не имеет ничего собственного, а сын уже богат и потому, что он наследник отеческих благ. Итак, **«ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его»**. Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех. Если имеешь в душе дела, достойные ангельского хранения, и обитает в тебе ум, обогащенный умозрениями истины, то по богатству не оцененных дел добродетели Бог необходимо приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя охранением Ангелов. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отвсюду его защитою. Ибо сие значит **«окрест»**. Как городские стены, вокруг облегая город, отвсюду отражают вражеские нападения, так и Ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым. Посему-то //«падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится»// [[old:ps:090:07|(Пс. 90,7)]] удар кого-либо из врагов, //«яко Ангелом Своим заповесть о тебе»// [[old:ps:090:11|(Пс. 90,11)]]. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их** Указав на опыт избавления от бед себя самого и тем намекнув на примеры избавления и других многих лиц, к Богу прибегавших в нуждах, святой Давид выставляет теперь всегдашний закон Божия о нас попечения. Таков закон у Бога, что те, кои, чувствуя всестороннюю свою зависимость от Бога и благоговейное Ему поклонение воздавая в сердце, со страхом и трепетом совершают все дела в жизни своей, чтоб чем-нибудь не оскорбить благоговейно в сердце чтимого, любимого и поклоняемого Бога,— бывают ограждены Ангелами и ими охраняемы и избавляемы от всяких бед. Так положено у Бога; такой изначала установлен порядок, чтобы низшие чрез средних, средние чрез высших были охраняемы, блюдомы и руководствуемы. И сей закон всегда был и есть в действии. «Сие, то есть что //ополчится Ангел окрест богобоязненных// — согласно, говорит //блаженный Августин//, и с словами Апостола: ибо об Ангелах говорит он: //не еси ли суть служебный дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?// ([[new:evr:01:14|Евр. 1,14]]). Сие согласно и с общим верованием людей, благочестием и страхом Божиим прославившихся. Так, блаженный Иаков, благословляя детей Иосифа, молится: //Ангел, иже мя избавляет от всех зол, да благословит детища сия// ([[old:gen:48:16|Быт. 48,16]]). Так, патриарх Авраам, посылая раба своего в Месопотамию искать невесту Исааку, говорит: //Господь Бог послет Ангела Своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку// (ср.: [[old:gen:24:07|Быт. 24,7]])». Кто желает разительнейших случаев в подтверждение сей истины, пусть припомнит Ангелов, сретивших Иакова и ополчившихся за него, когда угрожала ему опасность от Исава (см.: [[old:gen:32:01|Быт. 32,1]]), и то, как Ангел-истребитель поразил 180 тысяч врагов, облегавших Иерусалим при Езекии, царе благочестивом и богобоязненном, и при Исаии-пророке. **Ополчится Ангел.** Со времени крещения верующие получают Ангела Хранителя,— и Ангел сей «не отступает от уверовавших в Господа, говорит святой //Василий Великий//, если только сами они не отгоняют его худыми делами своими. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни — Ангела — отдаляет от нас многоплачевный и смердящий грех. Если же ты имеешь в душе дела, достойные ангельского охранения, и обитает в тебе ум, обогащенный умозрениями истины, то, по богатству неоцененных дел добродетели, Бог необходимо приставит к тебе стражей и охранителей и оградит тебя охранением Ангелов». **Ополчится окрест** — оградит тебя со всех сторон своею защитою. «Один Ангел (//Василий Великий//) равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Как городские стены, вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и Ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон ничего не оставляет не прикрытым. По сему-то //падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится удар// которого либо //из врагов, яко Ангелом Своим заповедал о тебе Господь// — охраняти тя (ср.: [[old:ps:090:07|Пс. 90,7]], [[old:ps:090:11|11]])». Если, таким образом, Ангелы Божий ополчаются окрест нас и хранят нас, готовые подать всякую благовременную помощь; то как потому разумно и обязательно обращение наше к ним в молитвах наших! (см.: //Бертье//, франц. теолог). Они окрест нас и внимают молитвам нашим, так же как внимают им живущие с нами лицом к лицу люди благочестивые, когда мы обращаемся к ним с прошением помолиться о нас. Как духовные, они видят душу и что в душе и действуют на нее, смотря по тому, куда она обращается и склоняется произволением. Когда рождаются в душе худые помыслы, Ангел Божий помогает ей — устоять против них и не соглашаться с ними, не стесняя, однако ж, ее свободы. До тех пор, пока душа не склоняется на помысл, Ангел не допускает до нее темного духа и не отступает от души, хотя она вся бывает объята помыслами, как пламенем. Только, когда склонится душа на худой помысл, Ангел отступает, и сила нечистая овладевает ею и научает ее привести в исполнение помысл, с которым сочеталась она в сердце своем. **//Толкование на некоторые псалмы.//** См. также Толкование на [[old:ps:033:05#svt_feofan_zatvornik|Пс. 33:5]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их** С сим согласны и слова Апостола; потому что так говорит об Ангелах: //«не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение»// ([[new:evr:01:14|Евр.1:14]])? Так и блаженный Иаков, молясь, сказал: //«Ангел, иже мя избавляет от всех зол»// ([[old:gen:48:16|Быт.48:16]]). Так и патриарх Авраам говорил чудному рабу: Господь Бог //«послет Ангела Своего пред» лицем твоим, «и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду»// ([[old:gen:24:07|Быт.24:7]]). Так и блаженный Захария сказует: //«Ангел, глаголяй во мне»// ([[old:zah:01:09|Зах.1:9]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их** Ангел, говорит, Божий, в виде целого войска станет вокруг боящихся Господа. Смотри, какую силу имеет страж жизни каждого христианина—ангел: один равняется целому войску и ополчению, как говорит великий //Василий//. Боящимися здесь он называет сохраняющих заповеди Божии. Ибо, по словам //Григория Богослова//, страх к Нему—соблюдение заповедей. //Великий Василий// говорит: При всяком верующем в Господа приседит Ангел, если мы не отженем его когда либо злыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей удаляет смрад, так и хранителя жизни нашей—Ангела устраняет многоплачевный и гнусный грех. Если ты имеешь в душе достойные Ангельской стражи дела, то Бог приставляет к тебе непременно стражей и хранителей и ограждает стражею Ангелов. И //Феодорит//: Иаков сказал в молитве: Ангел избавляющий меня от всех зол, и 3axaрия: Ангел, говорящий во мне. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их.** Доказав примером, здесь доказывает причиною, что должно приступать к Богу со всякою благонадежностию. Причина сему та, что Ангел Господень, которому Сам Бог заповедал хранить человека праведнаго, как сказано во псалме 90, видя человека находящагося в опасности, тотчас приходит к нему и, на подобие ополченных воев, окружает защищением своим, дабы ничто вредить не могло ему. Ибо сила Ангелов толика есть, что и един Ангел противу целаго воинства довлеет. Из чего следует, коль великая безопасность и тишина должна быть в сердцах людей, боящихся Бога, которые таковою стражею ограждены. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их** //"Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его"// - Господь к каждому человеку поставляет Ангела-хранителя, который служит для него тем же, чем полки воинов в борьбе со врагами: он охраняет его от бедствий. Здесь раскрывается та особенность вероучения псалмопевцев об Ангелах, что они являются защитниками людей, тогда как в других книгах Ветхого Завета ангелы изображаются, как слуги и вестники Иеговы, "временно" являющиеся к нему, а не постоянные его охранители и спутники. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их** Каждого из верующих хранит Господь, вверяя особенному попечению, покровительству и защите святого ангела, который потому и называется обыкновенно ангелом-хранителем. «Со времени крещения верующие получают ангела-хранителя, и ангел сей не отступает от уверовавших в Господа, – говорит св. Василий Великий, – если только сами они не отгонят его худыми делами своими. Ибо как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – ангела отдаляет от нас многоплачевный и смердящий грех» [4, с. 146]. Но при **боящихся** Господа, т.е. людях благочестивых, которые страхом присутствия Божия стараются удерживать себя от грехов, он пребывает неотступно и наподобие крепкой стены, окружающей город, ограждает их со всех сторон, защищает от всех видимых и невидимых врагов, оберегает от соблазнов и грехопадений и охраняет от внешних бед и опасностей [[old:ps:090:11|(Пс. 90:11–12)]]. Священное Писание представляет немало примеров, где ангелы Божии ополчались на защиту верующих. Так, патриарх Иаков на возвратном пути из Месопотамии, когда ему угрожала опасность от Исава, видел множество ангелов, ополчившихся на защиту его, почему и //назвал то место Маханаим//, т.е. «полки» [[old:gen:32:01|(Быт. 32:1–2)]]. Так, ангел Господень, при благочестивом царе иудейском Езекии, истребил 180 тысяч ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим [[old:4ts:19:32|(4 Цар. 19:32–36)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]