[<10>] ====== Толкования на Пс. 33:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 12-14 **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти** Предлагает язычникам учение, в котором первое — иметь страх Божий, второе — не осуждать брата, третье — удерживать уста от всякой льсти, четвертое — уклоняться от всякого зла и во всем стараться о добре; а сверх всего этого искать мира и держаться оного. Мир же есть Христос; а попечение о всем этом есть жизнь и **дни благи.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас** Это голос искренно расположенного учителя, с отеческим благосердием призывающего к учению, потому что ученик есть духовное чадо учителя. Приемлющий от другого образование в благочестии как бы им созидается и приводится в состав, подобно тому как в утробе чревоносящей образуются младенцы. Посему и Павел всю Церковь Галатийскую, которая отпала от первопреподанных учений и походила на недоношенный плод чрева, снова восприемля и Божиею силою воображая в галатах Христа, назвал чадами. И как он с болезнями и скорбью производил исправление поколебавшихся, то посему и сказал, что болит душою, скорбя об отпадших. //«Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас»// [[new:gal:04:19|(Гал. 4,19)]]. Итак, **«приидите, чада, послушайте мене»**. Чему же хочет учить нас духовный наш отец? **«Страху Господню»**, говорит он, **«научу вас»**. Поскольку выше заповедал бояться Господа и показал выгоды страха, сказав, что //«несть лишения боящимся Его»//, то преподает теперь некоторый урок о страхе Господнем. Что нужно быть здоровым, это может сказать всякий, даже невежда, но как должно приобретать здоровье, говорить об этом - дело человека, знающего врачебное искусство. Не всякий страх благ и спасителен, но есть страх вражий, о котором молится Пророк, чтобы он не приближался к душе его, говоря: //«От страха вражия изми душу мою»// [[old:ps:063:02|(Пс. 63,2)]]. Тот страх - вражий, который вдыхает в нас боязнь смерти и который внушает нам страшиться преимущества лиц. Ибо боящийся сего возможет ли во время мученичества противостоять греху даже до смерти и воздать долг умершему за нас и воскресшему Господу? А также приводимый в страх демонами имеет в себе страх вражий. И вообще такой страх кажется мне немощью, порожденною неверием, ибо верующий, что есть у него крепкий помощник, не страшится никого из усиливающихся возмутить его. А что же такое страх спасительный, страх освящающий, страх, преднамеренно, а не по немощи, поселяемый в душе? Хочешь ли, объясню тебе свойства сего страха? Когда увлекаешься в какой-нибудь грех, представь себе мысленно страшное и нестерпимое судилище Христово, где на высоком и превознесенном Престоле восседает Судия, вся же тварь с трепетом предстоит при славном Его явлении, и каждый из нас приводится на испытание соделанного им в жизни; потом к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное - по жестокости их воли, и лица подобны ночи - по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений - вечный позор и вечный стыд. Сего страшись и, сим страхом вразумляемый, как некоторою уздою, воздерживай душу от худых пожеланий. Сему-то страху Господню обещал научить нас отец, но научить не всех, а только желающих слушать его, не далеко отпадших, но притекающих к нему с желанием спастись, не //«чуждых от завет»// [[new:ef:02:12|(Еф. 2,12)]], но чрез сыноположение Крещения соделавши присными Слову. Посему и говорит: **«придите»**, то есть добрыми делами приблизьтесь ко мне, дети, удостоившиеся стать сынами света чрез пакибытие. **«Послушайте»** вы, у которых отверсты уши сердца, **«страху Господню научу вас»**, тому страху, который незадолго пред сим изобразило вам слово. //**Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 12-23 **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающие на Него** Показал святой Пророк, что милость и помощь свыше получают взыскающие Господа. Взыскание сие возбуждается упованием; упование же коренится в страхе Божием. Следовательно, в страхе Божием — опора благонадежия для находящихся в крайностях. Почему далее святой Пророк и обращает песнь свою на внушение страха Божия, изъясняя, в чем он состоит, стихи [[old:ps:033:13|13-15]], и представляя побуждения к воспитанию и хранению его в сердце, указанием плодов страха, или того, каков Бог в отношении к боящимся Его, стихи [[old:ps:033:16|16-19]], и какова участь сих последних — временная и вечная, стихи [[old:ps:033:20|20-22]]. Это то же, что прежде выражено словами: скороуслышание и избавление от бед и скорбей — в жизни, смерти и по смерти. По особенной важности сего предмета, святой Пророк счел нужным призвать и к особенному вниманию: **приидите, говорит, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас** (стих [[old:ps:033:12|12]]). См. также Толкование на [[old:ps:033:01#svt_feofan_zatvornik|Пс. 33:1]] ---- //Второе десятистишие// В первом десятистишии святой Давид, вкусивши сам сладостного упокоения в Боге, всеблагом Промыслителе, направлял слово свое к тому, чтобы и других возвести в то же состояние, живописуя им лествицу расположений, по коим, как по ступеням, взойти можно и им к благонадежию — всегда иметь Бога Помощником себе, Избавителем от скорбей и Дарователем всякого блага. В числе сих расположений коренное есть богобоязненность. Не будь ее, не к чему привиться упованию, без нее и слова взыскания Господа и воззвания к Нему замирать будут в устах. Уразумев такое значение богобоязненности, внимающий псаломской песни готов спросить, что же есть страх Божий и в каких действиях он выражается? Святой Пророк упреждает сие желание и,— во втором десятистишии,— учит страху Божию, стихи 12-15,— с указанием и плодов его, стихи [[old:ps:033:16|16-22]]. ---- //Второго десятистишия первая часть (стихи 12-15)// //Научение страху Божию (стихи 12-13)// Богобоязненный, благоговейно помышляя о Боге и ходя пред лицом Его, ведет себя со всею попечительностью и осмотрительностью, так чтобы ни в слове, ни в деле, ни в помышлении не допустить ничего оскорбительного для Бога, а ходить во всех заповедях и оправданиях Божиих непорочно. Почему научение богобоязненности есть научение исполнению всех заповедей Божиих, или всестороннему доброделанию. Святой Давид не изображает, однако ж, здесь всей системы дел, в коих выражается богобоязненность, а берет из них только те, которые на каждом почти шагу приложимы в сношениях людей между собою, в той мысли, что если кто будет держать себя исправным в этих, то несомненно будет исправен и во всем прочем. Такие дела суть: удерживать язык от злоречия и лукавства, никому не вредить, а всякому делать добро, иметь мир со всеми и распространять его вокруг, стихи [[old:ps:033:14|14-15]]. Как предписания и законы вообще в исполнении своем требуют труда и самоотвержения,— то святой Пророк, чтоб расположить к охотному хождению в делах страха Божия, указанию их предпосылает обетование за них жизни счастливой, всегда желаемой, никогда, однако ж, недостигаемой без добрых дел и спокойной совести,— стих [[old:ps:033:13|13]]. Он как бы так говорит: хочешь быть счастливым, действуй так, как я тебе покажу. В сем случае он так же поступил, как потом Господь в Нагорной Своей к народу беседе, когда Он, излагая нравственные христианские расположения, образование которых требует труда немалого, к каждому из них прилагает обетование блаженства. Стих 12 — приглашает к вниманию, по важности предмета научения, который, однако ж, не раскрывает: о страхе Божием довольно помянуть, чтоб возбудить внимание; важность же сего урока предполагается сознаваемою. ---- **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас** Многолетним опытом умудренный предлагает сокровища своей деятельной мудрости, передавая их новому поколению, вступающему в жизнь и хотящему научиться, как жить. Это — ко всем и нам слово из отдаленной древности. Наши и старцы — младенцы пред праотцем Давидом. Да внимают же все! **Приидите чада.** «Это (//Василий Великий//) голос искренно расположенного учителя, с отеческим благосердием призывающего к учению, потому что ученик есть духовное чадо учителя. Приемлющий от другого образование в благочестии как бы им созидается и приводится в состав, подобно тому как в утробе чревоносящей образуются младенцы. Посему и Павел всю Церковь Галатийскую, которая отпала от первопреподанных учений и походила на недоношенный плод чрева, снова восприемля и Божественною силою изображая в галатах Христа, назвал чадами. Чадца моя, //имиже паки болезную, дондеже вообразится в вас Христос// (ср.: [[new:gal:04:19|Гал. 4,19]])». **Приидите — послушайте.** «Чему же (Василий Великий) хочет учить нас духовный наш отец? //Страху Господню//, говорит, //научу вас//. Поелику выше заповедал бояться Господа и показал выгоды страха, сказав, что //несть лишения боящимся Его//; то преподает теперь некоторый урок о страхе Божием. И как страх Божий есть первое дело, то не просто предлагает его, а требует и особого при сем внимания, говоря: **приидите послушайте.** Что страх Божий точно есть первое дело,— это ныне и дети малые знают, научившись у Премудрого, который говорит: //начало премудрости — страх Господень// (ср.: [[old:pr:01:07|Притч. 1,7]]),— премудрости и деятельной, и умозрительной. Когда говорит — //начало//, дает знать, что с него надобно начинать и что все другое за ним последует, из него истекая. Стало быть, без страха Божия нельзя сделаться ни знающим, ни благоразумным, ни добрым. В нем ключ ко всему этому. Вот единственная в мире кафедра, которая, преподавая один предмет, всему учит!» Когда святой Пророк говорит: **приидите научу**,— означает, что сам он знает сию науку. Ибо какой учитель решится открыть кафедру науки, которой не знает? «Что (//Василий Великий//) нужно, например, быть здоровым, может сказать всякий, даже невежда; но как должно приобретать здоровье, говорить об этом — дело человека, знающего врачебное искусство. Так и страху Божию может научить только имеющий сам истинный страх Божий». Какой урок для родителей, воспитателей, учителей и всех, которые к состоящим под их ведением могут говорить: чада! Учить их первее всего страху Божию, учить и словом, и паче примером. И какому ответу должны подлежать таковые, когда не только не учат сему делу, а разучивают,— кто жизнию бесстрашною, а кто при этом и словом?! Святой Пророк предлагает здесь учение о страхе Господнем, который один спасителен. Ибо ведать надлежит, что не всякий страх благ и спасителен. «Есть страх вражий (//Василий Великий//), о котором молится Пророк, чтоб он не приближался к душе его, говоря: //от страха вражия изми душу мою// ([[old:ps:063:02|Пс. 63,2]]). Тот страх — вражий, который вдыхает в нас боязнь смерти и который внушает нам страшиться преимущества лиц. Боящийся сего возможет ли, во время мученичества, противостоять греху даже до смерти и воздать долг умершему за нас и воскресшему Господу? Есть еще неопределенный некий страх, навеваемый демонами. И он кажется мне немощию, порождаемою неверием; ибо верующий тому, что есть у него крепкий Помощник, не страшится никого из усиливающихся возмутить его». «Что же такое (//Василий Великий//) страх спасительный, страх освящающий, страх преднамеренно, а не по немощи поселяемый в душе? Хочешь ли,— объясню тебе свойства сего страха? Когда влеком бываешь на какой-либо грех, представь себе мысленно страшное и нестерпимое судилище Христово, где на высоком и превознесенном престоле восседает Судия, вся же тварь с трепетом предстоит при славном Его явлении, и каждый из нас приводится на испытание соделанного им в жизни; потом к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом — непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь не светлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом — такой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностию, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом — жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд. Сего страшись и, сим страхом вразумляемый, как бы некоторою уздою воздерживай душу от худых пожеланий». Страху Божию обещает научить нас отец; но — «научить (//Василий Великий//) не всех, а только желающих слушать его. Послушайте вы, у которых отверсты уши сердца, простосердечные, детской веры исполненные, чада, чрез сыноположение крещения соделавшиеся присными Богу и удостоившиеся стать сынами света чрез пакибытие. Ибо у Пророка не его училище, а училище Духа Святого. Дух Владычный, возрождающий в сыновство Богу, вещает устами Пророка, как сам он исповедал: //Дух Господень глаголет во мне, и слово Его на языке моем// (ср.: [[old:2ts:23:02|2 Цар. 23,2]])». «Приидите же (//блаженный Августин//), будем слушать Его! Откроем слух, разверзем сердце. Да не будет у нас слух открыт, а сердце закрыто. Бог говорит чрез Пророка. Кто не захочет послушать Его?» **//Толкование на некоторые псалмы.//** ===== Прп. Авва Дорофей ===== Ст. 12-15 **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и** **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи?** Обратите внимание ваше на каждое слово пророка, как каждое речение его имеет свою силу. Сперва говорит он: приидите ко мне, призывая нас к добродетели, (потом) прилагает и чада. **Чадами** называют святые тех, которые их словами обращаются от греха к добродетели, как и Апостол говорит: //Чадца, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас// [[new:gal:04:19|(Гал. 4, 19)]]. Потом, призвав нас и приготовив к тому обращению, (пророк) говорит: **страху Господню научу вас**. Видите ли дерзновение святого? Мы, когда хотим сказать что-либо доброе, всегда говорим: “хотите ли, мы побеседуем с вами несколько о страхе Божием, или о другой какой либо добродетели? Святый же пророк не так, но с дерзновением говорит: **приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?** Потом, как бы услышав от кого-либо в ответ: я желаю, научи меня, как жить и видеть дни благие, он научает, говоря: **удержи язык твой от зла и устне твои еже не глаголати льсти**. И так он прежде (всего) отсекает действие зла страхом Божиим. **Удерживать язык свой от зла**, значит не уязвлять чем-либо совести ближнего, не злословить, не раздражать. **А устнами своими не глаголати льсти**, значит не обольщать ближнего [В греч.: не обличать ни в чем ближнего и не соблазнять его]. Потом (пророк) прибавляет: **уклонися от зла**. Сперва сказал он о некоторых частных грехах: о злословии, обмане, а потом говорит вообще о всяком зле. **Уклонися от зла**, т.е., избегай вообще всякого зла, уклоняйся от всякого дела, ведущего к греху. Опять, сказав это, он не остановился на сем, но прибавил: **и сотвори благо**. Ибо случается, что иной не делает зла, но и добра не делает; иной также не обижает, но не оказывает и милосердия, иной не ненавидит но и не любит. И так хорошо сказал Пророк: **уклонися от зла и сотвори благо**. Вот, он показывает нам ту постепенность трех устроений (душевных), о которой мы упоминали выше. Страхом Божиим он научил уклоняться от зла и тогда уже повелевает начать благое. Ибо когда кто сподобится освободиться от зла и удалится от него, тогда он естественно совершает доброе, наставляемый святыми. Сказав о сем столь хорошо и последовательно, он продолжает: **взыщи мира и пожени и**. Не сказал только взыщи, но усильно стремись за ним, чтобы достигнуть его. Следите внимательно умом вашим за сею речью, и примечайте точность, наблюдаемую Святым. Когда кто сподобится уклониться от зла, и (потом) будет стараться, с помощью Божией, делать благое, тотчас восстают на него брани вражеские, и он подвизается, трудится, сокрушается, не только боясь возвратиться опять на злое, как мы сказали о рабе, но и надеясь, как было упомянуто, награды за благое, подобно наемнику. И таким образом, терпя нападения от врага, борясь с ним и сопротивляясь ему, он делает благое, но с большою скорбью, с великим трудом. Когда же он получит помощь от Бога и приобретет некоторый навык в добре, тогда видит он покой, тогда вкушает мир, тогда ощущает, что значит печаль брани, и что - радость и веселье мира. И потом уже ищет мира, усильно стремится к нему, чтобы достигнуть его, приобрести совершенно и водворить его в себе. **//Поучение 4. О страхе Божием.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-13 **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи** И как некую достолюбезную награду, предложив безпечальную и превожделенную жизнь, возбуждает к подвигам. ===== Евфимий Зигабен ===== **Приидите, чада, послушайте мене: страху Господню научу вас** Это голос истинного учителя, показывающий внутреннюю расположенность Его, которым Он, как Отец, призывает учеников своих к учению, так как ученик есть, по божественному Василию, духовное чадо учителя, как назидающееся и образующееся чрез Него в добродетели и следовательно рождающееся. Приидите, говорит, дети, и послушайте меня. Сказал—страху Господню—для различия от страха демонского, производимого в душе злым духом, о котором говорит в другом месте от страха вражия изъими душу мою ([[old:ps:063:02|Пс. 63,2]]). Страх вражий, по словам //Божеств. Василия//, есть тот, который производит в нас опасение смерти, тот который побуждает нас бояться знатных лиц, ибо как может боящийся подобным образом воспротивиться греху во время мученичества? и //Исихий// советует близким и дальним—дальним—приблизиться, а близким—стать ближе и приносить послушание Богу, как Отцу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.** По увещании людей к страху Господню, Пророк снова научает здесь, какая польза происходит от страха сего, и на чем страх сей основан. //Приидите//, глаголет, //ко мне//, приидите во училище Духа Святаго, Котораго ничего полезнее обрести невозможно: //послушайте мене//, или паче, Духа Владычня, языком моим вещающаго. Тако бо сам Давид глаголет о себе во второй книге [[old:2ts:23:02|(2Цар. 23:2)]] //Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем.// //Страху Господню научу вас//. То есть, покажу, коликая происходит польза от страха Господня, и что есть сей страх Господень, к которому, яко к верховному из всех благу, толь часто и толь сильно увещавает вас Дух Святый. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас** Так как страх Божий есть необходимое условие всякого благополучия, то псалмопевец, как опытный наставник, хочет научить всех людей (ученики – **чада**) страху Божию; он состоит в том, чтобы не клеветать на ближнего, не делать ему никакого зла, мирно жить с ним. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас** //Чтобы заслужить такую милость Господа, нужно иметь страх пред Ним и ни говорить, ни делать ничего дурного// С 12 ст. излагаются условия, которыми определяется помощь Бога человеку. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас** Пророк уже приглашал благочестивых людей со страхом и благоговением обращаться к Господу Богу и указывал высокие преимущества этого страха [[old:ps:033:08|(ст. 8]] и [[old:ps:033:10|10)]]. А здесь он снова, как истинный, Богом призванный учитель, призывает их, как чад своих, от имени Высочайшего Учителя, Духа Святого, придти к этому Учителю для того, чтобы поучиться страху Господню. Не я, говорит он, но «//Дух Господень глаголет во мне, и слово Его на языке моем//» [[old:2ts:23:02|(2 Цар 23:2)]]. Посему **послушайте мене, страху Господню научу вас**, т.е. покажу вам, в чем состоит страх Господень и какая польза от него держащимся за него и хранящим его как руководство для своей жизни. Страх Господень, или, что то же, страх Божий, далеко не то, что страх человеческий (объяснение этого различия см. в [[old:ps:018:10|Пс. 18:10]]), и совершенно отличен от страха вражия [[old:ps:063:02|(Пс. 63:2)]] или демонского. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]